• Приглашаем посетить наш сайт
    Хлебников (hlebnikov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1961"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
    Поиск  
    1. Митропольский Александр: Неизданный Добролюбов
    Входимость: 7. Размер: 61кб.
    2. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова. Глава 5
    Входимость: 6. Размер: 43кб.
    3. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова. Глава 2
    Входимость: 5. Размер: 32кб.
    4. "Губернские очерки" ("Из записок отставного надворного советника Щедрина. Собрал и издал М. Е. Салтыков)
    Входимость: 3. Размер: 89кб.
    5. Чернышевский Н. Г.: Н. А. Добролюбов (некролог)
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    6. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова. Глава 4
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    7. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Златовратский А. П.: I. Из воспоминаний. II. Письмо к Н. Г. Чернышевскому. 10 февраля 1862 г. Суббота. Отрывок
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    8. Хворостьянова Е. В.: Пародия в творчестве Н. А. Добролюбова
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    9. Кожинов В. В.: Теория литературного творчества в работах Добролюбова
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    10. Письмо из провинции (вариант 2)
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    11. Муратов А. Б.: Н. А. Добролюбов и разрыв И. С. Тургенева с журналом "Современник"
    Входимость: 2. Размер: 68кб.
    12. Гopбанев Н.: Г. В. Плеханов и Н. А. Добролюбов
    Входимость: 2. Размер: 51кб.
    13. Предисловие к пословицам
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    14. Егоров Б. Ф.: Н. А. Добролюбов - создатель двух библиотек на общественных началах
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    15. Жданов В. В.: Н. А. Добролюбов — литературный критик и публицист
    Входимость: 2. Размер: 78кб.
    16. Причины долгого молчания "Свистка"
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    17. Вайман С.: Ключ, врученный Добролюбовым
    Входимость: 2. Размер: 87кб.
    18. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова.
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    19. "Собеседник любителей российского слова". Примечания
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    20. Кириллова Е. А.: Николай Александрович Добролюбов (Русская философия. Энциклопедия)
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    21. Об издании "Современника" в 1859 году
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    22. Оговорка
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    23. Луч света в темном царстве. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    24. А. В. Кольцов. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    25. Два графа
    Входимость: 1. Размер: 83кб.
    26. О торфе и его добывании во Франции (Соч. Б. Шмидта)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    27. О Плавте и его значении для изучения римской жизни. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    28. Николай Владимирович Станкевич (Переписка его и биография, написанная П. В. Анненковым)
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    29. Отрадные явления
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    30. Партизан И. И. Давыдов во время Крымской войны
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    31. Новые образчики русской гласности
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    32. Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    33. Что о нас думают в Париже
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    34. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Елизаветина Г.: Современники о Добролюбове
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    35. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    36. "Потерянный рай". Поэма Иоанна Мильтона. Перевод Елизаветы Жадовской
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    37. Что такое г. Тиер и нашествие его на Россию (А. Гаряинов)
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    38. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    39. Роберт Овэн и его попытки общественных реформ. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    40. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Сладкопевцев И. М.: Из воспоминаний о Н. А. Добролюбове
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    41. Описание главного педагогического института в нынешнем его состоянии
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    42. Народное дело. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    43. О звездном небе. Природа и люди (Книга I, выпуск I)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    44. Мое призвание к педагогическому званию
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    45. Метеорология и ее будущие успехи
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    46. Русские в доблестях своих
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    47. Первые годы царствования Петра Великого. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    48. Письмо из провинции (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    49. Дифирамб земле русской
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    50. Литературная заметка
    Входимость: 1. Размер: 19кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Митропольский Александр: Неизданный Добролюбов
    Входимость: 7. Размер: 61кб.
    Часть текста: реки, наконец, необъятная величественная панорама Волги. Таких ландшафтных картин мало в Европе" {Улыбышев А. Д. Записки. -- "Звезда", 1935, No 3, с. 185.}. Но дома эти примечательны не только прекрасным местонахождением, а тем, что здесь юный Добролюбов прочел первые книги, написал первые стихи и сочинения философского характера, в которых мы находим истоки добролюбовской теории нового человека, которую впоследствии в полной степени разовьет он в статье "Когда же придет настоящий день?". Многие исследователи дореволюционного и советского времени отмечали "случай беспримерно раннего развития" {Рейсер С. А. Н. А. Добролюбов в 1836--1857 гг.: Подготовка и становление литературной и общественно-политической деятельности. Автореф. на соиск. учен. степ. доктора филологич. наук. Л., 1955, с. 4.} Добролюбова. Первый издатель сочинений критика и его биограф Н. Г. Чернышевский отметил основные моменты в формировании литературных взглядов Добролюбова. В комментариях к "Материалам для биографии Н. А. Добролюбова..." он отмечал, что только благодаря "собственному, самостоятельному труду" {Чернышевский Н. Г. Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861--1862 годах. Т. 1. М., Издание К. Т. Солдатенкова, 1890, с. 665 (Везде далее сокращенно -- Материалы).} Добролюбов смог стать в 17 лет, "когда поехал из Нижнего в Петербург, ... человеком широкого образования, по некоторым отраслям знания основательной учености, а по той отрасли знания, которой наиболее...
    2. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова. Глава 5
    Входимость: 6. Размер: 43кб.
    Часть текста: сплошной проверке по первоисточникам, в числе которых оказались и неизвестные раньше типографские гранки его статей и рецензий, сохранившихся в архиве Чернышевского, Пыпина и Антоновича. Много ценных дополнений и уточнений внесено было в девятитомник не только в результате новых архивных находок, но и благодаря многолетним систематическим разысканиям ряда исследователей (Б. П. Козьмина, С. А. Рейсера, В. Э. Бограда, Б. Г. Бушканца, Б. Ф. Егорова, Г. Е. Тамарченко и некоторых других) в области анонимных текстов "Современника" вообще и публикаций Добролюбова в частности. В итоге этих исследований включены были в состав нового издания Добролюбова его литературно-политический памфлет "Письмо к Н. И. Гречу" (1855), "Литературная заметка" об А. Н. Островском, затерявшаяся на страницах "С. -Петербургских ведомостей" 1856 г., полный текст нелегального стихотворения "17 апреля 1856 г." ("Царь Николай просил у бога...") и некоторые другие произведения. Впервые введены были в девятитомник и новые страницы "Заметок о современном русском правописании" (1856), пародический набросок "Дифирамб земле русской" (1856-1857), рецензия на "Десятилетие императорской Публичной библиотеки" и "Путеводитель по Публичной библиотеке" ("С", 1860, N I). Из самых ранних произведений Добролюбова, относящихся к 1848-1850 гг., в девятитомнике впервые опубликованы были наброски повести в письмах, "Письмо друга" и рецензия на рукописный сборник "Стихотворения Митрофана Лебедева"; из сочинений 1853 г. - "Мысли при гробе Козьмы Минина", "О погоде", "Благородный спектакль в Нижнем Новгороде". На основании неизвестных ранее документальных данных перешли в основной текст...
    3. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова. Глава 2
    Входимость: 5. Размер: 32кб.
    Часть текста: М. К. Лемке, и Полное собрание сочинений Н. А. Добролюбова в десяти томах, под редакцией Е. В. Аничкова (десятый том в свет не вышел из-за краха фирмы "Деятель" в 1914 г., в связи с обстоятельствами военного времени). Внеся в широкий литературный оборот много неизвестных ранее материалов, оба эти издания не обеспечили, однако, ни действительной полноты, ни необходимой точности публикаций произведений Добролюбова, ни их научного комментирования 8 . Редактором четырехтомного Полного собрания сочинений Н. А. Добролюбова, выпущенного издательством А. С. Панафидиной в С. -Петербурге в 1911 г., был М. К. Лемке, известный исследователь русского революционного движения, печати и общественной мысли первой половины XIX в. В осуществленном им издании Лемке шел по следам четырехтомника Чернышевского, широко популяризируя опыт работы своего великого предшественника и опираясь, как это ему казалось, именно на его методы решения основных текстологических проблем. Правда, новый исследователь литературного наследия Добролюбова, не обладая необходимыми специальными знаниями, сильно упростил стоявшие перед ним источниковедческие задачи, что, в свою очередь, далеко не обеспечило правильного решения им ни вопроса об основном тексте сочинений критика, ни еще более сложной проблемы атрибуции анонимных статей и рецензий в...
    4. "Губернские очерки" ("Из записок отставного надворного советника Щедрина. Собрал и издал М. Е. Салтыков)
    Входимость: 3. Размер: 89кб.
    Часть текста: и прятались в толпе беспечных зрителей, - и те, смотря на него и "вящшим жаром возгоря", отважно ринулись на поле бескровной битвы со всемогущим оружием слова. Публика все еще с любопытством следит за зрелищем этих подвигов, а рассказы в щедринском роде прежде всего прочитываются в журналах. Но нельзя не видеть, что теперь нет уже ни в публике, ни в литературе прежнего увлечения, прежней горячности и что многие донашивают теперь сочувствие к общественным вопросам, как старомодное платье. Кто начал читать русские журналы только с нынешнего года и не имеет понятия о том, что было у нас два года тому назад, тот потерял несколько прекраснейших минут жизни. Странно говорить об этом времени как о давно прошедшем; но тем не менее нельзя сомневаться в том, что оно прошло и что не скоро русская литература дождется опять такой же поры. Мы вообще как-то очень скоро и внезапно вырастаем, пресыщаемся, впадаем в разочарование, не успевши даже хорошенько очароваться. Растем мы скоро, истинно по-богатырски, не по дням, а по часам, но, выросши, не знаем, что делать с своим ростом. Нам внезапно делается тесно и душно, потому что в нас образуются всё широкие натуры, а мир-то наш узок и низок, - развернуться негде, выпрямиться во весь рост невозможно. И сидим мы, съежившись и сгорбившись "под бременем познанья и сомненья" 1 в совершенном бездействии, пока не...
    5. Чернышевский Н. Г.: Н. А. Добролюбов (некролог)
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    Часть текста: Васильевна очень сильно любили друг друга, так что, когда скончалась Зинаида Васильевна (весною 1854 года), муж не мог перенести этой потери: здоровье его быстро разрушилось, и он умер летом того же года 1 . Николай Александрович, способности которого развились очень рано (мы имеем тетрадь его стихотворений 2 , писанных в 1849 году, когда ему было тринадцать лет; в числе этих пьес есть переводы из Горация), поступил в четвертый (высший) класс Нижегородского уездного училища, должен был кончить семинарский курс в восемнадцать (обыкновенно кончают курс в двадцать один или двадцать два года) и тогда, как отличный ученик, был бы отправлен на казенный счет в Московскую или Казанскую духовную академию. Но ему очень хотелось ехать в университет. Однако же, по чрезвычайной деликатности характера, он не стал говорить об этом, когда из косвенных расспросов у отца заметил, что родителям было бы не совсем легко уделять хотя рублей по двести в год на его содержание в университете. А между тем оставаться в семинарии стало ему слишком скучно. Чтобы выиграть время, он, пробыв один год в богословском (высшем) классе, поехал в Петербургскую духовную академию, курсы которой начинаются с нечетных годов, между тем как в Казанской и Московской, ближайших к Нижнему Новгороду, они начинаются с четных годов (по которым идут курсы и в Нижегородской семинарии). По приезде в Петербург он увидел возможность поступить также на казенное содержание в Педагогический институт, который казался ему все-таки привлекательнее духовной академии, и сделался студентом института. Это было в августе 1853 года. Весною следующего года внезапно скончалась его мать, которую он любил чрезвычайно нежно. Эта неожиданная весть страшно...
    6. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова. Глава 4
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    Часть текста: 47 Инициатором и ответственным редактором этого издания явился П. И. Лебедев-Полянский. Заместителем главного редактора и руководителем всей архивной, текстологической и комментаторской работы, связанной с новым изданием, был (с 1932 г. по 1937 г.) Ю. Г. Оксман. Три последних тома редактировал Б. П. Козьмин. К участию в издании привлечены были Б. Я. Бухштаб, И. И. Векслер, В. В. Данилов, М. М. Калаушин, В. В. Мияковский, Н. И. Мордовченко, А. В. Предтеченский, С. А. Рейсер, Н. Л. Степанов, Н. М. Чернышевская, С. Я. Штрайх, И. Г. Ямпольский и некоторые другие историки и литературоведы. Биографический очерк "Н. А. Добролюбов", открывавший первый том, написал М. М. Клевенский, вводную статью "От редакции" - Ю. Г. Оксман. Вступительные статьи к следующим томам принадлежали П. И. Лебедеву-Полянскому ("Литературно-критическая деятельность Добролюбова", "Основы мировоззрения Добролюбова", "Н. А. Добролюбов и его политическая программа") и Б. Я. Бухштабу ("Н. А. Добролюбов-поэт"). По мысли главного редактора, новое издание, рассчитанное на шесть больших томов, должно было опираться на принципы публикации текста, установленные в двух последних изданиях сочинений Добролюбова, а в своей композиции повторить тематическое объединение материалов, осуществленное в девятитомнике Е. В. Аничкова. От реализации последнего условия шеститомник удалось частично избавить (статьи и рецензии...
    7. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Златовратский А. П.: I. Из воспоминаний. II. Письмо к Н. Г. Чернышевскому. 10 февраля 1862 г. Суббота. Отрывок
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    Часть текста: не стыдно? (1853 г., август) Однако я поступил в институт, и, кроме меня, много других, и многим другим было еще отказано. Такому наплыву молодых людей в институт способствовали совершенно не зависящие от него обстоятельства, именно: учреждение штатов в университетах и академии, вследствие чего многие из господ, не поступивших ни в университет, ни в академию тоже по не зависящим от них обстоятельствам, шли в институт. Институтское начальство могло сделать выбор между желающими поступить, и, к несчастью для него, оно выбрало и таких людей, которые положили конец безобразному владычеству его. В числе поступивших был и Добролюбов. Признаюсь, для нас, не знакомых с миром духовной академии, личность Добролюбова сначала была совершенно неизвестная, как и все другие, а впоследствии несколько загадочная. Случайно он поместился в так называемую Синевскую камеру 1 , которая вся состояла исключительно из воспитанников семинарий. Чувствуя себя совершенно в своей сфере, они перенесли с собой бурсацкую жизнь и в институтскую жизнь. Постоянно слышались голоса дискутирующих господ, и яснее всех голос Синева с провинциальным акцентом. О чем они там рассуждали, бог знает, вероятно, впрочем, о вздоре, ибо лучшие из них, каковы Добролюбов и Конопасевич, не принимали в этих разговорах никакого участия. Помню, они рассуждали о заслугах Лоренца. Они очень хвалили его, хоть он читал и по-немецки и никто из них не записывал его лекций, и очень жалели, что правительство не знает о его заслугах и не жалует его...
    8. Хворостьянова Е. В.: Пародия в творчестве Н. А. Добролюбова
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    Часть текста: -- "Свистке", они с большим интересом были встречены современниками, вызывая восторженные отзывы единомышленников и резкое неприятие противников. Пародиям Добролюбова уделялось значительное внимание и литературоведением {См., напр.: Бухштаб Б. Я. Добролюбов-пародист. -- "Известия АН СССР. Отд. общ. наук", 1936, No 1--2; Щербина В. Сатира Н. А. Добролюбова. -- "Октябрь", 1936, No 2; Бухштаб Б. Добролюбов-сатирик. -- "Лит. учеба", 1938, No 3; Лаврецкий А. Добролюбов-поэт и сатирик. -- "Лит. обозрение", 1940, No 19; Уха лов Е. С. Загадочная маска. (Кого пародирует Добролюбов в цикле Аполлона Капелькина). -- Доклады и сообщения филол. фак-та Моск. ун-та, 1948, вып. 6; Леонтьев Н. Г. Добролюбов-пародист. -- "Уч. зап. Ленингр. ун-та", 1957, No 229, вып. 30; Курылев В. И. Н. А. Добролюбов-сатирик в борьбе с реакционными течениями в русской поэзии 50--60-х годов XIX века. -- Сб. научн. статей Барнаульского пед. ин-та, 1958, вып. 3; Петров Г. С. Борьба Н. А. Некрасова и его школы за литературу для народа. (Роль пародии в этой борьбе). -- Труды Пржевальского пед. ин-та, 1961, вып. VIII-а; Шнейдерман Р. С. К истории одного стихотворения ("В прусском вагоне" Н. А. Добролюбова и общественно-литературная полемика 1860-х годов). -- В кн.: Проблемы истории русской литературы. Тула, 1973; "Свисток". Сатирическое приложение к журналу "Современник" 1859--1863 гг., серия "Литературные памятники". М., 1981.} -- они гораздо более изучены, чем пародийное творчество других поэтов "некрасовской школы", таких, как Д. Минаев, В. Курочкин, Н. Ломан, М. Михайлов. Тем не менее загадка добролюбовских пародийных масок Конрада Лилиеншвагера, Аполлона Капелькина и Якова Хама, как, впрочем, и целого ряда других пародий "Свистка", остается до сих пор до конца не...
    9. Кожинов В. В.: Теория литературного творчества в работах Добролюбова
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    Часть текста: толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности,-- я уже с первых слов его знаю, что это Обломов... Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что, наконец, сделано то, что мы давно надеялись и желали,-- я думаю, что это все пишут из Обломовки"... {Добролюбов Н. А. Собр. соч. в 9-ти т., т. IV. М. --Л., 1961--1964, с. 337. В дальнейшем том и страница этого издания указываются в тексте.} Подлинная революционность -- это, конечно, вовсе не только "крайняя", безоглядно смелая позиция; это прежде всего творческое отношение к действительности (в том числе к действительности литературы), которое отчетливо проявилось, например, в широко известном высказывании Добролюбова: "Дам нужен был бы теперь поэт, который бы с красотою Пушкина и силою Лермонтова умел продолжить и расширить реальную здоровую сторону стихотворений Кольцова" (VI, 168). Поэтому подлинно революционная, то есть творческая, позиция нераздельно связана с научностью, с объективным и глубоким пониманием действительности; без этого, как неоднократно показывали Маркс и Ленин, самая крайняя революционность остается всего лишь "левой фразой". В самом марксизме н&учность выступает, в сущности, как оборотная сторона революционности, как ее внутренняя основа. И Добролюбов является одним из предшественников русской социал-демократии не только в силу смелого, решительного, бескомпромиссного подхода к общественной действительности, но и в силу объективного и проникновенного понимания целого ряда социальных и эстетических проблем. Одно из ценнейших достижений Добролюбова -- изложенная в его главных статьях общая теория литературного творчества. Как я попытаюсь показать, эта теория сохраняет громадное и живое...
    10. Письмо из провинции (вариант 2)
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    Часть текста: я долго не понимал, к чему и из-за чего вся эта история. Написал я к одному приятелю в Петербург, прося объяснить, что такое протест, почему протест, зачем протест? А тот отвечал мне только двумя стихами: "В нем признака небес напрасно не ищи: То кровь кипит, то сил избыток..." 20 Тогда выписал я "Иллюстрацию" (несколько моих знакомых то же сделали после вашего протеста), посмотрел, почитал ее: ничего -- журналец, как журналец. Припомнил, не было ли за нею прежде каких-нибудь гисторий: никаких. До ноября месяца о ней и не знали вовсе... Она видимо старалась привлечь к себе общее внимание: и рисунки графа Толстого к стихотворениям г. Щербины печатала, и майский парад, и формы генеральских мундиров помещала, и о политике вкривь и вкось рассуждала, и о людоедах писала, и с "Северной пчелой" вела полемику... нет, ничто не помогало. Никто ее не знал, никто о ней не говорил, журналы как будто и не подозревали ее существования. Шла себе "Иллюстрация" тихо и вяло, точно длинный обоз, которого убогая и похоронная медленность не нарушается даже тем, что в некоторых возах запряжены очень горячие лошади. И вдруг все переменилось. Как электрическая искра, мгновенно пронеслось, говорят, по Петербургу слово "Иллюстрация", по телеграфу переслана молва о ней в Москву; а оттуда быстро разъехалась по губерниям и уездам. К нам писали сюда, что у вас в литературных кругах...