• Приглашаем посетить наш сайт
    Вересаев (veresaev.lit-info.ru)
  • Кириллова Е. А.: Николай Александрович Добролюбов (Русская философия. Энциклопедия)

    Добролюбов Николай Александрович (24. 01(5. 02). 1836, Нижний Новгород - 17(29). 11. 1861, Петербург) - литературный критик и публицист, ближайший последователь и сотрудник Чернышевского. Закончил духовное училище, затем духовную семинарию. С 1853 г. Добролюбов - в Петербурге, где поступил в Главный педагогический ин-т на историко-филологический ф-т. В 1856 г. Добролюбов познакомился с Чернышевским и опубликовал первую статью в «Современнике» - «Собеседник любителей российского слова» (№ 8, 9). По окончании ин-та, в 1857 г., он возглавил критико-библиографический отдел «Современника» и вскоре наряду с Чернышевским и Некрасовым занял ведущую роль в журнале. В центре мировоззренческой позиции Добролюбова - просветительство, борьба с феодально-сословным неравенством, защита суверенных прав человека, вера в торжество разума, справедливости и гуманизма. Добролюбов резко критиковал идеалистические теории, богословие, а также чистую академическую теорию, оторванную от жизни, считая, что «весь смысл искусства и философии состоит в том, чтобы пробуждать от сна задремавшие силы народа». По его мнению, в основе природы и человека лежат монизм, гармония, в мире все развивается от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному, человек - последняя ступень эволюции материального мира.

    В рецензии на кн. В. Ф. Берви «Физиологическо-психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни» Добролюбов критиковал идеалистические идеи об отыскании нематериальных начал в природе. В рецензии на кн. Савича «О неизбежности идеализма и материализма» Добролюбов доказывал, что априорных истин не существует. Все идеи, возникающие в сознании человека, рождаются из реальной действительности и представляют собой отображение материальных предметов, существующих независимо от человека и воздействующих на его органы чувств. Все, что произвел человеческий ум, приобретено в опыте человеческой жизни. Если мысли нематериальны и невещественны, то это вовсе не означает, по Добролюбову, что они возникают самопроизвольно, сами из себя, или внушены какой-то сверхъестественной силой. Содержание мысли берется исключительно из познания внешних предметов. Цель философского анализа, по Добролюбову, отыскание материальных причин, начал всех идей и мыслей людей, с тем чтобы преобразовать эти материальные начала сообразно требованиям человеческой природы и разума (рец. на соч. архимандрита Гавриила (Г. М. Кикодзе) «Основания опыт ной психологии», ст. «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью»). Люди, полагал Добролюбов, тем более способны к правильному, логическому мышлению, чем более обширными и всесторонними знаниями о предметах материального мира они обладают. Поэтому, считал Добролюбов, русский народ должен создать в России такие общественные условия, которые способствовали бы распространению научных знаний.

    состояние, на его здоровье, соответственно нужно, чтобы общество позаботилось о его материальном благополучии. Условием нормального развития человека должно быть состояние, при к-ром он, не мешая другому, беспрепятственно мог пользоваться всеми благами народа, а также справедливой долей общественных благ. Истинно нравственным является человек, добивающийся гармонии между потребностями своей природы и требованиями долга, эгоизмом и «симпатическими отношениями» к другим. Историю Добролюбов представлял как процесс, в ходе которого «естественный», или «разумный», порядок вещей подвергался «искусственным искажениям» (пример - крепостные отношения). Поэтому смысл истории состоит в движении человечества к «разумным» («естественным») началам, от которых оно отклонилось. 

    Искажения эти вытекают не из природы человека, они - следствие ненормальных общественных отношений, следовательно, эти отношения подлежат исправлению, причем не «мирным прогрессом при инициативе сверху, под покровом законности», а коренным, радикальным образом. «Естественные» общественные отношения, по Добролюбову, основываются па т руде, вся история - это борьба «людей трудящихся» с «дармоедами», а степень уважения к труду определяет истинную ценность той или иной цивилизации. Эстетика Добролюбова, как и всех шестидесятников, противостоит теории «искусства для искусства». Литература, считал он, это «сила служебная», значение которой в пропаганде, в просвещении и служении обществу. Между истинным знанием и истинной поэзией по существу нет разницы. «Правда» художественного произв. - это «человеческая правда», призванная выражать дух народа, высшие человеческие идеалы. Добролюбов развивал концепцию «реальной критики» (впервые употребив термин «реализм» для характеристики художественного стиля в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы»).

    Е. А. Кириллова

    – М., 2014, 172-173.

    Литература: Бердяев Н. А. Русская идея. Париж, 1946; Полянский Вал. (И. И. Лебедев). И. А. Добролюбов. Мировоззрение и литературно-критическая деятельность. 2-е изд. М., 1935; Наумова М. А. Социологические, философские и эстетические взгляды И. А. Добролюбова. М., 1960; Жданов В. В. И. А. Добролюбов. М., 1961; Кружков В. С. Н. А. Добролюбов. Жизнь. Деятельность. Мировоззрение. М., 1976; Скрипилев Е. А. Добролюбов. М., 1988; Творческое наследие Добролюбова / Под ред. В. В. Богатова. М., 1988.

    Раздел сайта: