• Приглашаем посетить наш сайт
    Гоголь (gogol-lit.ru)
  • Описание главного педагогического института в нынешнем его состоянии

    Описание главного педагогического института в нынешнем его состоянии СПб., 1856
    Акт девятого выпуска студентов главного педагогического института 21 июня 1856
    СПб., 1856  

    Обе эти книжки изданы почти в одно время и служат необходимым дополнением одна другой. "Описание" представляет нам состояние института во всех частях его жизни и управления; "Акт" заключает в себе отчет об учебной деятельности института за истекший академический год и речь профессора Лоренца на латинском языке о том, с какой целию император Николай учредил Педагогический институт.

    Педагогический институт, бесспорно, есть одно из важнейших учебных заведений наших по тому влиянию, какое могут иметь его воспитанники, все делающиеся учителями в гимназиях, на развитие просвещения в нашем отечестве. Знания, убеждения, направление, принятое ими, не остаются только их достоянием, а передаются ими новому поколению, идущему по следам их. Поэтому все, что касается института, должно возбуждать живейшее любопытство во всех, кому дорого отечественное просвещение, и мы с особенным удовольствием обращаем внимание читателей на изданные ныне брошюры, из которых можно получить довольно полное понятие об устройстве и значении института.

    Начнем с речи. Профессор Лоренц избрал предметом ее чрезвычайно важный вопрос и в начале речи прекрасно, хотя и кратко, обрисовывает деятельность Карла Великого для распространения образованности, затем, сравнивая с ним в бозе почивающего государя императора Николая I, говорит о цели учреждения института и необходимейших предметах общего образования. Хотя речь профессора Лоренца, по обычаю сочинений подобного рода, написана очень красноречивым слогом, но тем не менее в ней встречается несколько мыслей, в которых мы узнаем проницательный ум историка, столь уважаемого нами за его курс всеобщей истории. Говоря о цели учреждения института, г. Лоренц прекрасно выражает ее в следующих кратких чертах: "Государь император хотел, чтобы общественное и частное воспитание утверждалось на прочных основаниях и следовало тому направлению, которое не приводит только к гуманности грубые нравы и делает из пустых и бесполезных людей благородных и полезных членов общества, но которое особенно укореняет в душе страх божий, любовь к отечеству и повиновение начальству" (стр. 9).

    К достижению этих высоких целей направлено все устройство института, сведения о котором сообщаются в "Описании" его. Строжайший надзор и поверка всех действий студентов, предупреждение всякого случая, где бы студенты могли действовать сами по себе, подведение всех возможных случайностей под неизменные правила устава, доведены здесь до изумительного совершенства. Студенты ни в чем не предоставлены самим себе; попечительное начальство следит за ними на каждом шагу и определяет их действия до малейших подробностей. На лекциях профессора не ограничиваются чтением лекций, но постоянно "обращаются к учащимся с вопросами и, по надлежащем с их стороны усвоении пройденных предметов, заставляют самих студентов о них объясняться" ("Опис", стр. 12). Учебными книгами студенты снабжаются "по требованию преподавателей и распоряжению инспектора" (стр. 20), а из неучебных могут брать из библиотеки только "книги, одобряемые профессором, с разрешения директора или инспектора, и не более как по одному сочинению для каждого из изучаемых ими предметов" {Впрочем, на стр. 16 сказано, что, для некоторых специальных ученых исследований по части филологии и истории, студенты, по указанию профессоров, получали доступ в Императорскую публичную библиотеку и в Румянцевский музеум. Здесь, конечно, нужно разуметь доступ со стороны самого начальства института, которое без особенного указания профессоров не дозволяет студентам бывать в библиотеке и музее, но никак не со стороны начальства этих последних учреждений, которые открывают доступ к своим сокровищам всем и каждому, без всяких особенных ходатайств и указаний.} (стр. 21). Независимо от наблюдения профессоров и прочих преподавателей за поведением студентов, в классах общий надзор за благоустройством и тишиною учащихся имеет еще инспектор (стр. 22). -- Весь день студентов распределен очень подробно. Вот что говорит "Описание" (стр. 23--24):

    В 7 часов утра студенты должны быть чисто, опрятно и по форме одеты и собираться в классных комнатах для приготовления уроков. В 8 часов они все в порядке идут в столовую на молитву и занимают там каждый определенное место. После утренних молитв читаются Апостол и Евангелие, по положению православной церкви на церковнославянском языке. По окончании Евангелия студенты завтракают. В 9 часов начинаются классы и продолжаются до 3 часов. В классах студенты занимают определенные места, назначаемые им по успехам и поведению. В 3 1/4 часа студенты обедают за общим столом, соблюдая благопристойность. Во время стола они могут говорить о предметах лекций своих, без нарушения общей тишины, со всею скромностью, отличающею людей образованных. От 4 1/2 до 6 в I и II курсах лекции. Студенты старших курсов употребляют это время на в младших студентам дается для отдохновения один час по окончании послеобеденной лекции. Посещение студентов посторонними лицами дозволяется в свободное от занятий время, с крайнею осмотрительностью, не иначе как в приемной вале и притом всякий раз с разрешения директора. В 7 часов все собираются в классных комнатах для повторения и приготовления уроков. В 8 1/2 часов ужин и потом вечерняя молитва. После вечерней молитвы и кратковременного отдохновения студенты занимаются приготовлением своих уроков до 10 1/2 часов и потом отправляются в спальни, в сопровождении своих надзирателей...

    Таким образом, мы видим, что не только учебные занятия студентов, или, как говорит "Описание", составленное г. Смирновым, приготовление ими уроков, но даже предметы их разговора, места в классах и за столом, свидания с знакомыми, отдохновение и самостоятельные занятия -- все определяется уставом до мельчайших подробностей. Чтобы не было упущений во всем этом, "при студентах неотлучно находятся комнатные надзиратели, наблюдающие неусыпно за всеми их действиями. Им помогают в этом старшие, избираемые из отличных студентов" ("Опис.", стр. 23). Кроме того, старший надзиратель наблюдает над всеми их поступками и старается вселять в них чувства чести и добродетели, наблюдая, чтобы они возвращались вовремя с прогулок и из отпусков и не оставались праздными в назначенные для повторения уроков и приготовления к классам часы (стр. 25--26). "Директор также имеет неусыпное попечение об успехах и поведении студентов и употребляет все зависящие от него меры к поощрению прилежания и благонравия" (стр. 7).

    "Для поощрения же употребляются следующие средства: 1) предоставление первых мест в классах, за столом и в комнатах; 2) избрание отличных студентов в старшие (для надзора за товарищами); 3) похвальный отзыв о студенте в присутствии директора" (стр. 25).

    Чтобы показать, до какой степени простирается предусмотрительность институтского начальства, выпишем еще несколько статей из "Описания". Студенты обязываются "в дортуарах не отворять форточек и труб, а в репетиционных и классных залах не трогать ламп и наблюдать осторожность в отношении к мебели и паркетным полам" (стр. 41). "Дежурные надзиратели обязаны наблюдать, чтобы студенты, идучи в церковь, столовую, классы или выходя со двора, были застегнуты на все пуговицы" (стр. 43). При встрече с высшими известными лицами требуется соблюдение должной учтивости, как ото исполняется в отношении к начальникам и наставникам.

    Из всего этого читатели могут видеть, как ревностно стремится Педагогический институт к своей цели. Вся история его служит тому подтверждением. В приложении к "Описанию" напечатан алфавитный список выпущенных в учебную службу из института в продолжение 28 лет его существования. Число их простирается до 575, и между ними мы находим 10 имен, получивших некоторую известность в литературе или науке (в том числе г. Касторский, двое гг. Лавровских и г. Лешков). Но по службе студенты идут весьма счастливо: по указаниям г. Смирнова, уже более 30 из них занимают места директоров и инспекторов гимназии или штатных смотрителей училищ. Это может служить самым красноречивым доказательством, что идеи строгой подчиненности и тщательного исполнения приказаний начальства особенно сильно вкореняются в душах студентов и не оставляются ими и по выходе из заведения во все время их службы.

    Лежащий перед нами "Акт" с напутственным словом директора института, И. И. Давыдова, и благодарственною речью одного из окончивших курс студентов, Александра Чистякова, подтверждает ту же истину. Почтенный директор института торжественно свидетельствует здесь свою радость о том, что окончившие курс студенты "готовы знаниями своими и верною службою государю принести честь месту своего воспитания", и только опасается, чтобы они, лишась руководства наставников и воспитателей, не ослепились приобретенною ими мудростию. Для избежания этого он рекомендует им, как лучшее средство, "сознание своей слабости и испрашивание помощи всемогущего", скрепляя свой совет назидательным изречением одного учителя церкви: "Не надо знать, чтобы веровать, а должно веровать, дабы знать".

    Студент Чистяков отвечал на это речью, исполненною мыслей и чувствований чисто отроческих и ученических, каких, конечно, и следовало ожидать от системы институтского воспитания, к которой студенты не могут не чувствовать самой горячей признательности.

    "Акте" его мы находим об этом свидетельства еще более ясные. В прошедшем году "Отчет" г. Смирнова заключался тем, что институт сделал ощутительные успехи в стремлении к предназначенной ему цели; ныне же он достиг полного совершенства, по единогласному свидетельству воспитателей и воспитанников. Благодарственная речь студента Чистякова называет институт "средоточием умственной жизни" и говорит, что здесь "все потребности души были предупреждены и удовлетворены": едва ли хоть одно из наших заведений может похвалиться подобным совершенством!..

    Отрадно слышать такое беспристрастное признание собственных заслуг и еще отраднее видеть, что оно вполне подтверждается каждою строкою правдивого и откровенного "Отчета". После всего этого справедливо можно надеяться, что вышедшие из института сеятели соберут обильную жатву на поприще службы и гражданского благочиния.

    Но, занявшись внутренним устройством института и увлеченные горячим участием к его совершенствам, мы было позабыли сообщить факты о внешнем его состоянии. Спешим исправить свою вину, представляя цифры из "Отчета".

    Число студентов в институте нельзя определить с точностью, потому что на стр. 5 напечатано: "Ныне состоят в институте 107 студентов; из них 27 окончивших полный курс и 81 продолжающих учение" -- явная ошибка, для разрешения которой мы сочли число студентов по приложенному тут же списку (стр. 19--22); но там оказалось продолжающих курс только 78. Таким образом, число студентов института колеблется между 105, 107 и 108.

    В течение года выбыли из института 12 студентов. Причины этого безвременного выбытия не указаны.

    Ныне кончившие курс студенты пробыли в институте пять лет (вследствие разделения двухгодичных курсов на годичные в прошлом году), и после этого 17 из них выпущены старшими учителями гимназий, а 10 -- младшими. Двое получили золотые медали, семь человек -- серебряные.

    Большая часть из кончивших курс -- в "Отчете" названо 19 студентов -- представили диссертации для получения степени. Из продолжающих курс пять студентов тоже представили сочинения, поименованные в "Отчете".

    Результат этих цифр, конечно, не блестящ, даже по сравнению с прежними годами того же Педагогического института; но еще раз повторим, что все это с избытком заменяется нравственными совершенствами, которые так хорошо развиваются в студентах вышеуказанными поощрениями и кондуитными списками, имеющими, по словам г. Смирнова, "решительное влияние на определение достоинства студентов".

    "Мудрость земная не дает того, что озаряет путь жизни, часто омрачаемый страстями и заблуждениями. Не надобно знать, чтоб веровать, а должно веровать, чтоб знать". 

    ПРИМЕЧАНИЯ 

    УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

    Аничков -- Н. А. Добролюбов. Полное собрание сочинений под ред. Е. В. Аничкова, тт. I--IX, СПб., изд-во "Деятель", 1911--1912.

    Герцен -- А. И. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах, тт. I--XXIII, М., изд-во Академии наук СССР, 1954--1961 (издание продолжается).

    ГИХЛ -- Н. А. Добролюбов. Полное собрание сочинений в шести томах. Под ред. П. И. Лебедева-Полянского, М., ГИХЛ, 1934--1941.

    ГПБ

    Изд. 1862 г. -- Н. А. Добролюбов. Сочинения (под ред. Н. Г. Чернышевского), тт. I--IV, СПб., 1862.

    ИРЛИ -- Институт русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР.

    ЛБ -- Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина.

    -- Н. А. Добролюбов. Первое полное собрание сочинений под ред. М. К. Лемке, тт. I--IV, СПб., изд-во А. С. Панафидиной, 1911 (на обл. -- 1912).

    Летопись -- С. А. Рейсер. Летопись жизни и деятельности Н. А. Добролюбова, М., Госкультпросветиздат, 1953.

    ЛН -- "Литературное наследство".

    -- Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861--1862 годах (Н. Г. Чернышевским), т. 1, М., 1890 (т. 2 не вышел).

    Пушкин -- А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в десяти томах, М. --Л., изд-во АН СССР, 1949.

    Салтыков

    "Coвp." "Современник".

    Указатель "Современник" 1847--1866. Указатель содержания. М. --Л., Гослитиздат, 1959.

    ЦГАЛИ -- Центральный гос. архив литературы и искусства (Москва).

    ЦГИАМ -- Центральный гос. исторический архив (Москва).

    -- Цензурное разрешение.

    Чернышевский -- Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений, тт. I--XVI, М., ГИХЛ, 1939--1953.

    В томе I публикуются статьи, рецензии и другие работы Добролюбова, написанные им с апреля 1853 по июнь 1857 года включительно, в основном это произведения Добролюбова-студента.

    "О Виргилиевой "Энеиде" в русском переводе г. Шершеневича", "О Плавте и его значении для изучения римской жизни", "О древнеславянском переводе хроники Георгия Амартола" и др.), которые Добролюбов связывал со своими научными и общественными интересами, стремился в них выработать свой собственный взгляд на предмет.

    Другая группа публикуемых материалов -- документы общественно-политической борьбы Добролюбова в эти годы ("Письмо к Н. И. Гречу", "Слухи"); без них нельзя верно представить себе формирования революционно-демократического мировоззрения критика.

    Наконец, том содержит собственно критические произведения -- статьи и рецензии, которыми дебютировал Добролюбов в журналах и в отдельных изданиях ("Собеседник любителей российского слова", "Александр Сергеевич Пушкин", "А. В. Кольцов. Его жизнь и сочинения", "Сочинения графа В. А. Соллогуба" и др.).

    Впервые включаются в собрание сочинений Добролюбова: "Письмо к Н. И. Гречу", "Литературная заметка", ("Проект социально-политической программы"), "Заграничные известия", "Дифирамб земле русской", опубликованные ранее в различных изданиях.

    Сноски, принадлежащие Добролюбову, обозначаются в томе цифрами; такими же цифрами обозначены переводы, сделанные редакцией, с указанием -- Ред.

    Примечания к работе "О Виргилиевой "Энеиде" в русском переводе г. Шершеневича" написаны А. В. Болдыревым и И. М. Тройским, "О Плавте и его значении для изучения римской жизни" -- И. М. Тройским.

    Все редакторские переводы с греческого языка сделаны Г. Г. Шаровой, с латинского -- И. М. Тройским. 

    "ОПИСАНИЕ ГЛАВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА"

    Впервые -- "Совр.", 1856, No 8, отд. IV, стр. 21--26, без подписи. Вошло в изд. 1862 года, т. I, стр. 197--202. Написано в июле 1856 года; статья помещается перед статьей о "Собеседнике...", написанной раньше, чтобы не разрывать последнюю и примыкающий к ней ответ на замечания Галахова.

    с 1816 года -- Главный педагогический институт; закрыт в 1859 году). Директор института И. И. Давыдов (1794--1863) в начале своей деятельности был приверженцем передовых для того времени философских идей, к концу жизни -- отъявленный консерватор и бюрократ. В институте процветали казнокрадство, подхалимство, доносы, казарменный режим для студентов. Группа студентов во главе с Добролюбовым уже с конца 1854 года вела борьбу с администрацией (см. об этом в воспоминаниях М. И. Шемановского -- ЛН, т. 25--26, стр. 290--294 -- и статью "Партизан И. И. Давыдов во время Крымской войны").

    Добролюбов сообщал Н. П. Турчанинову 1 августа 1856 года: "В "Современнике" пропущена уже статейка о пашем последнем акте, наполненная самыми злокачественными выписками из него. Написана она в таком духе, как, например, статья о стихотворениях Растопчиной". Действительно, статья Чернышевского о стихотворениях Растопчиной ("Совр.", 1856, No 3), как и "Описание..." Добролюбова, была написана так, что, говоря словами Чернышевского, "резкая насмешка в обеих прикрыта формой утрированной похвалы" (Материалы, стр. 314).

    Чернышевский писал Некрасову 24 сентября 1856 года: "Статья (в библиографии) о Педагогическом институте произвела прелестнейший эффект, так что я решительно конфужусь от похвал, которыми осыпают меня за нее (она приписывается мне)" (Чернышевский, т. XIV, стр. 313).

    Раздел сайта: