• Приглашаем посетить наш сайт
    Бальмонт (balmont.lit-info.ru)
  • Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии.
    Примечания

    Страница: 1 2 3 4
    Примечания

    ПРИМЕЧАНИЯ

    УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

    Аничков -- Н. А. Добролюбов. Полное собрание сочинений под ред. Е. В. Аничкова, тт. I--IX, СПб., изд-во "Деятель", 1911--1912.

    Белинский -- В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, тт. I--XV, М., изд-во Академии наук СССР, 1953--1959.

    Герцен -- А. И. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах, тт. I--XXV, М., изд-во Академии наук СССР, 1954--1961 (издание продолжается).

    ГИХЛ -- Н. А. Добролюбов. Полное собрание сочинений в шести томах. Под ред. П. И. Лебедева-Полянского, М., ГИХЛ, 1934--1941.

    Гоголь -- Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений, тт. 1--XIV,

    М., изд-во Академии наук СССР, 1937--1952.

    ГПБ -- Государственная публичная библиотека им. M. E. Салтыкова-Щедрина (Ленинград).

    Изд. 1862 г. -- Н. А. Добролюбов. Сочинения (под ред. Н. Г. Чернышевского), тт. I--IV, СПб., 1862.

    ИРЛИ -- Институт русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР.

    Лемке -- Н. А. Добролюбов. Первое полное собрание сочинений под ред. М. К. Лемке, тт. I--IV, СПб., изд-во А. С. Панафидиной, 1911 (на обл. -- 1912).

    Лермонтов

    Летопись -- С. А. Рейсер. Летопись жизни и деятельности Н. А. Добролюбова, М., Госкультпросветиздат, 1953.

    ЛИ -- "Литературное наследство".

    Материалы -- Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861--1862 годах (Н. Г. Чернышевским), т. 1, М., 1890 (т. 2 не вышел).

    Салтыков -- H. Щедрин (M. E. Салтыков). Полное собрание сочинений, т. 1 --XX, М. --Л., ГИХЛ, 1933--1941.

    "Совр." -- "Современник".

    Указатель -- В. Боград. Журнал "Современник" 1847--1866. Указатель содержания. М. --Л., Гослитиздат, 1959.

    ЦГИАЛ -- Центральный гос. исторический архив (Ленинград).

    Чернышевский -- Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений, тт. I--XVI, М., ГИХЛ, 1939-1953.

    В настоящий том вошли статьи и рецензии Добролюбова, написанные им с августа 1857 по май 1858 года включительно. В это время Добролюбов выступает уже как профессиональный литератор и журналист, вырабатывает свойственные ему жанры и приемы критического анализа. С июля 1857 года Добролюбов становится постоянным сотрудником библиографического отдела в "Современнике", а с января 1858 года -- руководителем и редактором отдела критики и библиография, своим участием определяя, наряду с Некрасовым и Чернышевским, идейные позиции журнала. С марта 1857 года Добролюбов сотрудничает также в "Журнале для воспитания".

    Все рецензии, помещенные в отделах библиографии обоих журналов, печатались без подписи. Те из них, которые включены Чернышевским в Сочинения Добролюбова, изданные в 1862 году, не нуждаются в атрибуции. Принадлежность остальных рецензий настоящего тома Добролюбову устанавливается на основании дополнительных данных. 7 июля 1858 года в письме к А. П. Златовратскому Добролюбов писал: "Прочти последовательно и внимательно всю критику и библиографию нынешнего года, всю написанную мною (исключая статьи Костомарова в первой книжке), да статью о Щедрине в прошлом годе, в декабре, да библиографию прошлого года с сентября, в "Современнике", -- там тоже почти все писано мною, исключая трех или четырех рецензий, которые нетрудно отличить" (Материалы, стр. 433). Это утверждение корректируется данными гонорарных ведомостей "Современника", которые свидетельствуют, что в отделе библиографии четырех последних номеров журнала за 1857 год помещено шесть рецензий, принадлежащих не Добролюбову, а Пекарскому, Пыпину и Колбасину. Значит, Добролюбову принадлежат в этих номерах остальные шестнадцать рецензий. В тех случаях, когда показания письма к Златовратскому в сопоставлении с данными гонорарных ведомостей не дают бесспорного решения вопроса об авторстве Добролюбова, дополнительные данные приводятся в примечаниях в соответствующем месте.

    Что касается отдела критики и библиографии в первом -- пятом номерах "Современника" за 1858 год, то утверждение Добролюбова, что все статьи и рецензии принадлежат ему (исключая статьи Костомарова в первой книжке), полностью подтверждается гонорарными ведомостями и конторской книгой журнала. Поэтому в примечаниях к статьям и рецензиям первых пяти номеров за 1858 год авторство Добролюбова не мотивируется, за исключением тех случаев, когда оно почему-либо ставилось под сомнение советскими текстологами.

    Принадлежность Добролюбову рецензий, напечатанных в "Журнале для воспитания", устанавливается на основании перечня статей Добролюбова, составленного редактором этого журнала А. Чумиковым.

    Сноски, принадлежащие Добролюбову, обозначаются в текстах тома звездочками; звездочками также отмечены переводы, сделанные редакцией, с указанием -- Ред. Комментируемый в примечаниях текст обозначен цифрами. 

    ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОСТ-ИНДИИ

    "Совр.", 1857, No 9, отд. II, стр. 51--92, с подписью "Н. Турчинов".

    Принадлежность статьи Добролюбову устанавливается свидетельством Чернышевского: "Под псевдонимом "Н. Турчинов" он (Добролюбов. -- Г. Т.) напечатал в сентябрьской книжке "Современника" 1857 года статью: "Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии". Статья написана по поводу восстания сипаев, начавшегося в мае этого года и продолжавшегося летом расширяться. Оно возбуждало всеобщий интерес и в Западной Европе и у нас. "Современнику" нужна была статья о нем. Тот сотрудник, который обыкновенно писал статьи по подобным предметам (то есть сам Чернышевский. -- Г. Т.), не имел досуга написать ее и попросил об этом Николая Александровича. Он отказывался, говоря, что мало знаком с предметом, получил ответ, что все-таки справится с делом удовлетворительно, и согласился исполнить просьбу. И действительно, статья вышла хорошая" (Материалы, стр. 465).

    Первая часть статьи излагает наиболее существенные факты истории Индии, почерпнутые Добролюбовым из специальной литературы. Вторая часть выражает отношение русских революционных демократов к вопросу о колониализме вообще, к политике Англии в Индии в частности. Необходимость определить позиции в этом вопросе диктовалась не только тем, что народно-освободительное восстание в Индии вызвало оживленное обсуждение в зарубежной и в русской печати, но и тем, что этот круг вопросов затрагивал внутреннюю и внешнюю политику России.

    Анализ этих событий Добролюбов связывает с задачами борьбы против "азиатской" отсталости и застоя в России, в первую очередь -- против крепостнического режима. Вопросы о неизбежности народных возмущений, о судьбе общины, о "способах приложения цивилизации" европейского Запада к жизни отсталых народов и т. д. имели прямое отношение и к России. Самодержавие продолжало в эти годы войну за покорение Кавказа, оно стремилось в Среднюю Азию и далее -- к Индии.

    Взгляд русских революционных демократов Добролюбов с самого начала противопоставил официальному "английскому мнению", видевшему причину восстания в невежестве и дикости, религиозном фанатизме и ненависти к цивилизации со стороны индийского населения. Эта точка зрения была усвоена также и русской официальной и либеральной периодикой, которая всячески расписывала "дикость" повстанцев, хотя одновременно злорадствовала по поводу неудач "гордой" Англии (см. статьи: "Об индийских преступлениях и тюрьмах" -- "Отечественные записки", 1857, N" 7; "Ост-Индия в начало настоящего года" -- "Библиотека для чтения", 1857, No 10; "Современная летопись" -- "Русский вестник", 1857, X, кн. 2; XI, кн. 2; "Индийское восстание, его причины и последствия" -- "Атеней", 1858, NoNo 3, 4, 5, а также многочисленные материалы и газетах: "Русский инвалид", 1857, NoNo 133, 174, 214, 220, 231; "С. -Петербургские ведомости", 1857, NoNo 163, 164, 169, 240 и др.).

    Добролюбов видел причину восстания в самом "ходе цивилизации в Индии" и утверждал, что вражду индийского народа вызвала не столько цивилизация сама по себе, сколько "английский способ приложения цивилизации", заключающийся в выкачивании из страны доходов и податей, ибо "у англичан конечной целью была все-таки государственная и частная корысть, а не цивилизация".

    Статья является развитием взглядов Чернышевского на политику англичан в Индии. В статье "Губернские очерки" (1857) Чернышевский утверждал, что непримиримая противоположность интересов захватчиков и индийского народа возникла в результате хищнического хозяйничанья англичан, опиравшихся на реакционные касты и учреждения внутри страны (см.: Чернышевский, IV, стр. 289).

    Ограниченность просветительской позиции Добролюбова и Чернышевского сказывается в том, что они учитывали преимущественно внеэкономические формы угнетения индийского народа колонизаторами (сравн. "Британское владычество в Индии" и др. статьи К. Маркса и Ф. Энгельса об Индии. -- Сочинения, изд. 2-е, тт. 9 и 12). Это приводило к тому, что и в ближайшем будущем Добролюбов рассчитывал не на действие экономических законов буржуазного развития, в сферу которых английские захватчики втянули Индию, а на то, что под давлением демократического общественного мнения своей собственной страны англичане "должны" будут изменить свою политику так, что целью ее "будет уже не эксплуатация народа... а его образование", и тогда Индия "пойдет рука в руку со своей метрополией на пути цивилизации".

    Неясность позиции Добролюбова в этом вопросе счел необходимым уточнить Чернышевский в 1889 году. В примечаниях к одному из писем Добролюбова он так истолковывает заключительные абзацы статьи: "Он (Добролюбов. -- Г. Т.)... более прочную основу, на которой и будет держаться оно до той поры, когда индийцы, благодаря заботам англичан о их просвещении, станут способны к самоуправлению, а потом и к полной политической независимости" (Материалы, стр. 465. Подчеркнуто мною. --

    1. Национальное восстание в Индии началось 10 мая 1857 года с возмущения нескольких полков сипаев (индийцев, служивших в наемных английских войсках) в г. Мируте. Повстанцы овладели крепостью Дели, а через две недели восстание охватило уже всю Северную Индию. Осажденные английские войска заперлись в Ландау. Общее восстание в Пенджабе было предотвращено совместными усилиями сикхских феодалов и колониальных властей. Опираясь на сикхские и непальские отряды, предоставленные феодальными правителями этих областей -- ставленниками англичан, английские войска 8 нюня осадили Дели и 20 сентября взяли его штурмом.

    2. На выражение "Times": "Индию надобно теперь снова завоевать", -- ссылается также и К. Маркс в своей статье "Известия из Индии" от 31 июля 1857 года (Сочинения, изд. 2-е, т. 12, стр. 257--260).

    3. Суждение Добролюбова совпадает с точкой зрения Маркса на этот вопрос. Еще в начале восстания Маркс утверждал: "Со временем выплывут наружу еще и другие факты, которые смогут убедить даже самого Джона Буля в том, что движение, которое он считает военным мятежом, на самом деле является национальным восстанием" (Сочинения, изд. 2-е, т. 12, стр. 259).

    5. (Ману), или "Манавадхармашастра" (санскрит) -- древний индийский сборник догматов и предписаний брахманизма. Ману (по-санскритски -- человек) -- мифический родоначальник людей, которому легенда приписывает составление этого свода законов. На самом деле он создавался на протяжении нескольких веков (дошедшая до нас редакция относится ко II в. до н. э. -- II в. н. э.). В "Законах Ману" излагается миф о сотворении мира, о происхождении четырех варн (сословий), указаны обязанности людей, принадлежащих к каждой из варн, нормы государственного, семейного и уголовного права и т. д.

    6. Во главе пантеона богов в религиозной системе индуизма стоит триада божеств: Брахма -- бог творец, Вишну -- бог хранитель и Шива -- бог разрушитель и созидатель. Культ Шивы восходил к древнейшим культам плодородия, а позднее он включил и религиозные верования, последователей которых называют шиваитами, в отличие от почитателей Вишну -- вишнуитов. Добролюбов с позиций революционного просветительства связывает возникновение культа Шивы с ростом общественного недовольства.

    7. Культ Вишну восходит к древнему культу солнца; в дальнейшем процессе формирования религиозной системы индуизма растворил в себе божества многих культов. По учению вишнуитов, после того, как мир окончательно погрязнет во зле, наступит царство Вишну -- царство добра.

    8. (998--1030) -- правитель мусульманской династии в Афганистане; совершал завоевательные походы в Северную Индиго.

    9. Земиндары (заминдары) -- наследственные землевладельцы из вассальных индийских князей.

    10. Правитель Кабула, сын ферганского правителя (Бабур) в 1525 году вторгся в Индию, разбил войска делийского султана Ибрагима "Поди и стал основателем династии Великих Моголов, существовавшей с 1526 по 1761 год; был автором стихотворений и мемуаров (Бабур-Наме).

    11. Харадж -- подушная подать, введенная мусульманскими правителями Индии.

    12. В правление (1658--1707) произошел ряд восстаний и крестьянских войн, в том числе восстание маратхов в северо-западной части Декана, которое привело к созданию в 1674 году независимого маратхекого государства. Последние двадцать лет своего царствования Аураигзеб провел на Декане, руководя безуспешной войной с маратхами, которые к концу его правления вторглись в Гуджарат, Мальву и Бихар.

    13. Акбар (1542--1605), кроме административных преобразований, пытался создать, совместно со своим визирем Абу-л-Фазлом, общую для всей Индии религию, представлявшую собою эклектическое сочетание элементов индуизма, зороастризма, ислама и даже христианства.

    14. Расслабление могольской империи на самом деле было результатом таких многолетних и разнообразных движений, как восстания афганцев, маратхов, сикхов, хотя из них были победоносными и привели к возникновению самостоятельных государств только восстания маратхов и сикхов.

    15. (Шиваджи) (1627--1680) -- основатель маратхекого государства.

    17. Хайдар Али (1728--1782) -- правитель Майсура в Индии.

    18. В 1685 году англичане снарядили экспедицию на десяти кораблях, высадили войска на западном берегу Индостана и предприняли несколько опустошительных набегов в глубь страны. Вследствие этого произошло разорение английских факторий.

    19. и Бюсси практически осуществляли захватническую политику французских колонизаторов. Дюпле был генерал-губернатором французских владений в Индии, в 1746 году с помощью флота захватил Мадрас. В Хайдарабаде распоряжался Бюсси, стоявший во главе десятитысячного войска из французов и сипаев. К 1761 году французское владычество в Индии рухнуло.

    20. В 40-х годах XVIII века французская и английская Ост-Индские компании вступили в ожесточенную борьбу, которая завершилась победой англичан в Семилетней войне (1756--1763). "События Семилетней войны превратили Ост-Индскую компанию из торговой державы в державу военную и территориальную. Именно тогда было заложено основание нынешней Британской империи на Востоке" (К. Маркс в Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2-е, т. 9, стр. 152).

    21. Набоб Бенгалии Сурадж-уд-Доуле в 1756 году изгнал английских захватчиков из Калькутты. В июне 1757 года английская военная экспедиция под командованием Роберта Клайва разбила бенгальскую армию при Плесси и возвела на престол английского ставленника Мир Джафара, что означало захват Бенгалии английской Ост-Индской компанией.

    "Система политического равновесия", которую хотел установить генерал-губернатор Индии Корнуоллис (1738--1805), заключалась в стремлении европейских стран сообща противодействовать слишком явному усилению политической мощи какой-либо из стран в ущерб другим.

    23. Уэлсли -- генерал-губернатор английских владений в Индии в 1798--1805 годах. С 1799 года вел войну против Майсура, используя для этого систему вспомогательных войск -- то есть войск, состоящих не из индийцев, а из англичан.

    24. Гурки -- народ горного Непала, сохранивший свою независимость до войны с англичанами. В результате войны в 1810 году был заключен мирный договор, ставивший Непал в зависимость от Ост-Индской компании. В тексте "Современника" -- опечатка: вместо "с гурками" напечатано "с турками".

    26. Синд был завоеван англичанами в 1843 году.

    27. Сейки (сикхи) -- возникшая в XVI веке на северо-западе Индии религиозная секта, проповедовавшая отказ от кастового деления, равенство всех перед богом. В конце XVII века стала идеологией антимогольских народных движений. В середине XVIII века сикхи возглавили борьбу против афганских завоевателей. Она увенчалась созданием государства сикхов в Пенджабе (1764). Сикхское государство долее других сопротивлялось английской экспансии. Только после смерти правителя сикхов Ранджит Сингха междоусобные распри облегчили англичанам захват Пенджаба, завершившийся в 1849 году.

    28. К 1773 году относится "Билль Hорта", или "Акт о правилах лучшего управления делами Ост-Индской компании", согласно которому губернатор Ост-Индской компании в Калькутте назначался уже не Компанией, а английским правительством и становился генерал-губернатором всех английских владений в Индии, что означало установление правительственного контроля над деятельностью Компании. "Билль Питта" был проведен кабинетом Питта не в 1773, а в 1784 году.

    29. Фокс в Индии. Законопроект в парламенте не прошел.

    30. Цифровые данные приведены по книге Эдуарда де Варрона "Английская Индия 1843 г.", 3 части, М., 1845, часть 2-я, стр. 260--267. Далее Добролюбов использует цифровые данные Варрена и цитирует его на стр. 32 и 34.

    31. Биорншиерна (Бьернштирна) Магнус (1779--1847) -- шведский государственный деятель, умеренный либерал.

    32. О непосредственном поводе к возмущению в сипайских частях К. Маркс писал в июне 1857 года: "Сигналом для местных беспорядков послужила выдача патронов, обернутых в бумагу, смазанную, как говорили, говяжьим и свиным салом, а так как патроны надо было непременно скусывать, это было воспринято туземцами как посягательство на их религиозные предписания" (Сочинения, изд. 2-е, т. 12, стр. 241). Подлинные причины национального восстания в Индии были связаны с непосильным гнетом колонизаторов: "... не подлежит никакому сомнению, что бедствия, причиненные Индостану британцами, по существу... неизмеримо более глубоки, чем все бедствия, испытанные Индостаном раньше" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2-е, т. 9, стр. 131).

    33. (Брайт) Джон (1811--1889) -- буржуазный политический деятель, защитник свободы торговли и отмены пошлин на хлеб.

    Страница: 1 2 3 4
    Примечания

    Раздел сайта: