• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (niv.ru)
  • А. В. Кольцов.
    Примечания

    Глава: 1 2 3 4 5 6
    Примечания

    ПРИМЕЧАНИЯ

    Впервые опубликовано в издании "Чтение для юношества. А. В. Кольцов, его жизнь и сочинения". Издание книгопродавца А. И. Глазунова, Москва, в типографии Катков и К0, 1858, в 8-ю д. л., стр. 153 + III. (Цензурное разрешение В. Бекетова, С. -Петербург, 9 июня 1858 г.).

    Текст Добролюбова, без заголовка и без имени автора, занимает стр. 1--120; далее следовал текст 17 стихотворений Кольцова с рисунками Иевлева в красках на вкладных листах, хромолитография В. Бахмана. Рукопись статьи не сохранилась.

    Время работы над статьей о Кольцове устанавливается записью в дневнике Добролюбова от 6 февраля 1857 г.: "Во вторник пришел ко мне А. И. Глазунов, и мы условились, что я напишу книжку к 15 марта. В задаток получил я 25 рублей. Постараюсь пробную лекцию читать о том же. Глазунов -- человек, должно быть, хороший (говорю это не как Хлестаков) и очень образованный, так, что на редкость между книгопродавцами". О необходимости "к половине марта написать книжку о Кольцове", из которой "не написано ни одной строчки", Добролюбов упоминает в свеем дневнике еще раз 12 февраля. Работа закончена была, однако, до срока, ибо уже 2 марта 1857 г. А. И. Глазунов известил Добролюбова о получении им рукописи, в которой он, учитывая возможные цензурные осложнения, предлагал заранее самому автору "сказать покороче о разбойничьих песнях, вычеркнуть о пьянстве и заменить слово грамотей другим", потому что "назвать так наших умников, прошедшего столетия некоторым наставникам и блюстителям нравственности покажется неуместным в книге, назначенной юношеству" (письмо А. И. Глазунова хранится в ИРЛИ АН СССР).

    "А. С. Пушкин. Его жизнь и сочинения". СПб., 1856. Краткую информационную заметку о своей работе "А. В. Кольцов" Добролюбов поместил в "Журнале для воспитания", 1859, т. III, за подписью "Д -- в". Краткую общую характеристику Кольцова см. в статье Добролюбова "О степени участия народности в развитии русской литературы": "В числе исключительных личностей, мало имевших влияние на литературное движение, нельзя забыть Кольцова и Лермонтова. Кольцов жил народною жизнью, понимал ее горе и радости, умел выражать их. Но его поэзии недостает всесторонности взгляда; простой класс народа является у него в уединении от общих интересов, только с своими частными житейскими нуждами; оттого песни его, при всей своей простоте и живости, не возбуждают того чувства, как, например, песни Беранже" ("Современник", 1858, No II; то же см.: Н. А. Добролюбов. Собр. соч., в девяти томах, т. 2. М. --Л., 1962, стр. 263). Ценные наблюдения об особенностях критического отношения Добролюбова к фольклоризму Кольцова см.: П. А. Николаев. К вопросу о народности литературы в критике Н. А. Добролюбова. -- "Филологические науки", 1961, No 3, стр. 114.

    Книжка Добролюбова выдержала три издания: 2-е -- 1865 г., 3-е -- 1877 г. В специальных обзорах учебной литературы книжка Добролюбова отмечена была дважды: в "Нашей детской литературе" Ф. Толля, СПб., 1862, стр. 149, как "водянистое и скучное рассуждение", а в анонимном "Систематическом очерке русской народно-учебной литературы", СПб., 1878, стр. 250, как "прекрасное чтение для юношества". Принадлежность брошюры Добролюбову обоим рецензентам осталась неизвестной.

    Сличение биографического очерка "А. В. Кольцов", принадлежащего Добролюбову, со статьей о Кольцове, опубликованной Белинским в 1846 г., позволяет установить непосредственную связь работы Добролюбова с основными фактами биографии и литературно-критическими положениями статьи Белинского. Не восходят к Белинскому лишь вводные страницы Добролюбова "о русских людях из простого знания" и "о характере русских народных песен". Не названо в очерке Добролюору издания книжки Добролюбова имя Белинского еще было под полицейским запретом.

    В цензурно-полицейских условиях середины 50-х годов Добролюбов еще не мог назвать в числе современников Кольцова великого украинского поэта Т. Г. Шевченко. Он сделал это лишь в 1860 г., рецензируя на страницах "Современника" новое издание "Кобзаря". Как утверждал Добролюбов, именно Шевченко, поэт, кровно связанный с крепостной деревней, может быть назван "поэтом совершенно народным", ибо "даже Кольцов нейдет с ним в сравнение, потому что складом своих мыслей и даже своими стремлениями иногда удаляется от народа" (Н. А. Добролюбов. Собр. соч., т. 6, 1963, стр. 142).

    Наряду с биографическим очерком Белинского в тексте брошюры Добролюбова "А. В. Кольцов" заметны следы знакомства молодого критика со специальной рецензией М. Е. Салтыкова-Щедрина на новое издание книжки "Стихотворения А. В. Кольцова" (СПб., 1856), опубликованной на страницах журнала "Русский вестник" (1856, ноябрь, кн. 1, стр. 147--168).

    Статья М. Е. Салтыкова, подписанная только инициалами ее автора ("М. С."), представляла собою развернутый литературно-теоретический документ, определявший критические и эстетические позиции великого сатирика. Подробнее об этой статье см.: В. Э. Боград. Литературный манифест Салтыкова. -- "Лит. наследство", т. 67. М., 1939, стр. 281--314.

    природы в лирике Кольцова в гл. VI его биографического очерка (см. далее, примеч. 10), но и точные цитаты из приложенных к статье Салтыкова воспоминаний Каткова о Кольцове (стр. 588--589 наст. издания).

    1 Стих из поэмы Пушкина "Полтава".

    2 Перифраз строк о Ломоносове в замечаниях Пушкина о книге Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву".

    3 Дата рождения Кольцова не 2-е, а 3 октября 1809 г.

    4 Кашкин, Дмитрий Антонович (1793--1862) -- воронежский книгопродавец и передовой общественный деятель. О его влиянии на литературное воспитание Кольцова см. в кн.: М. Де Пуле. А. В. Кольцов; СПб., 1878, стр. 18--19; сводку биографических данных см. в статье Ю. Г. Оксмана "А. В. Кольцов и тайное "Общество независимых"". -- Сб. Ю. Г. Оксман. От "Каританской дочки" А. С. Пушкина к "Запискам охотника" И. С. Тургенева. Саратов, 1959, стр. 188--194.

    5 "Русская просодия, или Правила, как писать русские стихи, с краткими замечаниями о разных родах стихотворений". М., 1808; изд. 2. М., 1814.

    8 Добролюбов цитирует письма Кольцова здесь и далее по статье Белинского, приложенной к изданию "Стихотворения Кольцова". СПб., 1846;

    7 Станкевич, Николай Владимирович, глава московского литературно-философского кружка, поэт, друг Белинского, родился не в 1809 г., как ошибочно отмечает Добролюбов, а в 1813 г.; умер в 1840 г. О нем см. позднейшую статью Добролюбова, опубликованную под названием "Николай Владимирович Станкевич" в "Современнике" 1858, кн. IV, отд. "Критика", стр. 145--166. Подробнее о знакомстве Кольцова со Станкевичем см. М. Барановская и Е. Хмелевская. Белинский и Кольцов в переписке А. В. Станкевича и Я. М. Неверова с М. Ф. Де Пуле;-- "Лит. наследство", т. 56, 1950. стр. 280--300,

    В сведениях о первых публикациях стихотворений Кольцова Добролюбов не точен, повторяя фактические ошибки статьи Белинского. Впервые три стихотворения Кольцова напечатаны были без имени автора, в книге "Листки из записной книжки Василия Сухачева". М., 1830. О политической биографии В. И. Сухачева и о его встречах в Воронеже с Кольцовым см.: Ю. Г. Оксман. - От "Капитанской дочки" к "Запискам охотника". - Саратов, 1959, стр. 160--202.

    9 Журнал "Московский наблюдатель" издавался Белинским не в 1832 (явная опечатка), а в 1838 и 1839 гг.

    10 "Несколько дополнительных слов к характеристике Кольцова"), опубликованные Катковым в приложениях к статье М. Е. Салтыкова-Щедрина о новом издании "Стихотворений А. В. Кольцова" в 1856 г.

    11 Эти строки Добролюбова непосредственно связаны со следующими заключениями статьи М. Е. Салтыкова о философии природы в лирике Кольцова: "Что природа хороша -- Кольцов чувствует это более, нежели кто-либо другой, потому что ей он обязан лучшими, светлыми минутами своей жизни, она была его первою наставницей, она воспитала в нем ту свежесть сердца, которая, в свою очередь, заставила его симпатизировать всему доброму, прекрасному и истинному. Но, тем не менее, он совершенно верно угадывает, что как бы ни была хороша природа, она все-таки второстепенный член в искусстве, что все-таки прямым предметом искусства должен быть человек. Поэтому-то рядом с успокаивающими картинами сельской природы и жизни он вызывает иные картины, в которых эта же сельская жизнь является уже не в столь привлекательных формах <...>. Знакомство с этими картинами спасительно; оно не допускает нас расплываться в нашем стремлении к дешевому примирению с жизнью; оно, как memento mori, вечно стоит на страже нашего чувства" ("Лит. наследство", т. 67, 1959, стр. 306).

    1 2 3 4 5 6
    Примечания

    Раздел сайта: