• Приглашаем посетить наш сайт
    Сологуб (sologub.lit-info.ru)
  • Роберт Овэн и его попытки общественных реформ.
    Примечания

    Страница: 1 2 3 4
    Примечания

    ПРИМЕЧАНИЯ

    УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ [*]

    [* Все ссылки на произведения Н. А. Добролюбова даются по изданию: Добролюбов Н. А. Собр. соч. в 9-ти томах. М. --Л., Гослитиздат, 1961--1964, с указанием тома -- римской цифрой, страницы -- арабской.]

    Белинский -- Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. I--XIII. М., Изд-во АН СССР, 1953--1959.

    БдЧ -- "Библиотека для чтения".

    Герцен Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти томах, т. I-XXX. М., Изд-во АН СССР, 1954--1966.

    ГИХЛ -- Добролюбов Ы. А. Полн. собр. соч., т. I--VI. М., ГИХЛ, 1934--1941.

    ЖМНП -- "Журнал министерства народного просвещения".

    Изд. 1862 г. -- Добролюбов Н. А. Соч. (под ред. Н. Г. Чернышевского), т. I--IV. СПб., 1862.

    ЛИ -- "Литературное наследство".

    Материалы -- Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861--1862 гг. (Н. Г. Чернышевским), т. 1. М., 1890.

    МВед. -- "Московские ведомости".

    ОЗ -- "Отечественные записки".

    РБ -- "Русская беседа".

    РВ -- "Русский вестник".

    РСл -- "Русское слово".

    Совр. -- "Современник".

    СПбВед. -- "Санкт-Петербургские ведомости".

    [* Первая половина примечаний (до статьи "Темное царство"), а также примечания к статьям "Стихотворения Я. П. Полонского" и "Шиллер в переводе русских писателей" подготовлены В. А. Викторовичем, остальное -- Г. В. Красновым.] 

    РОБЕРТ ОВЭН И ЕГО ПОПЫТКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ РЕФОРМ

    Впервые -- Совр., 1859, No 1, отд. III, с. 230--274, за подписью "Н. Т-нов".

    Статья написана вскоре после смерти Оуэна. Источником биографических сведений Добролюбову послужил очерк "Роберт Оуят" французского писателя Луи Рейбо в его книге "Etude sur les reformaleures ou socialistes modernes" ("Очерки по истории реформаторов или новых социалистов"; Париж, первое отдельное издание -- 1840, восьмое -- 1856), а также некрологи, появившиеся в европейской печати. Судя по тому, что Добролюбов называет ряд работ Оуэна (см. примеч. 26), включает в статью свой перевод "Манифеста Р. Оуэна...", а в конце рекомендует читателям два его основных произведения (в статье же цитирует их), критику были знакомы и сочинения великого реформатора. Так,, источником рассказа Добролюбова о Нью-Ленарке послужила также книга "A new view of society; or essays on the principle of the formation of the human character" ("Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера"; 9 изданий в Лондоне, Нью-Йорке, Эдинбурге, Манчестере, 1813--1840 гг.), где Оуэн сам изложил историю нью-ленаркского предприятия и школы при нем.

    Используя работы Л. Рейбо (см. о нем: Соколова М. Н. Рейбо -- историк утопического социализма. -- В кн.: История социалистических учений. М., 1984), Добролюбов, как это видно из его статьи, критически отнесся к основной тенденции книги -- к опровержению утопического социализма с позиций буржуазии, к идеям примириния с обстоятельствами, послушания и терпения. Тенденция добролюбовской статьи -- прямо противоположная. Биография Оуэна для Добролюбова -- великолепная возможность для пропаганды и воспитания социально активного человека. Поэтому личность Оуэна с ее могучим творческим и волевым потенциалом, беззаветно отданным улучшению жизни трудящихся, оказалась в центре внимания русского критика.

    Со скептической интерпретацией Рейбо социалистических теорий Оуэна Добролюбов соглашается иишь тогда, когда речь идет о наивных, романтических взглядах английского утописта. Русский критик при этом все же акцентирует положительные практические результаты социальных и педагогических экспериментов Оуэна, направленных на переустройство общества, "перевоспитание будущего человечества". Этот пафос статьи Добролюбова был поддержан Чернышевским, писавшим об Оуэне: "Он имеет право быть выслушиваем во всем, что относится к воспитанию" (Чернышевский, IX, 261).

    Осмысление теорий Оуэна способствовало формированию общественно-политических и нравственно-философских взглядов Добролюбова, сформулированных позднее в таких работах, как "Когда же придет настоящий день?", "Луч света в темном царстве" и др. Интерес к учениям социалистов-утопистов, и раньше существовавший в России (еще с 20-х гг.), неизмеримо возрос на рубеже 60-х гг., когда страна вступила на путь социальных реформ. Вслед за Добролюбовым к анализу социалистических теорий обратился Чернышевский. В третьей части статьи "Июльская монархия" (Совр., 1860, No 5), целиком посвященной сенсимонизму, он выразил мысль, объединяющую его с Добролюбовым: "Энтузиасты прогресса ошибаются в одном: в том, что цель их будет достигнута их путем; но они правы, не сомневаясь в том, что она будет достигнута" (Чернышевский, VII, 164).

    Надежды Оуэна на классовый мир и на соглашение между эксплуататорами и эксплуатируемыми иронически отвергнуты Добролюбовым в рассказе об орбистонской общине. Правда, "отступления от чисто общинного начала" приписаны здесь лишь ученику Оуэна Абраму Комбу, а не самому учителю, что не вполне соответствовало исторической истине. Среди других последователей Оуэна Добролюбов выделил особо У. Томпсона и Д. Брея, выступивших против идеи учителя о союзе предпринимателей и рабочих.

    Размышления об опыте Оуэна как великого деятеля кооперативного движения в Англии (до него кооперации трудящихся были лишь потребительскими, а не производственными) -- это лишь часть широкой пропаганды и разработки идеи общинного социализма в творчестве Добролюбова и -- параллельно -- Чернышевского. Для них община -- форма будущего социального устройства, а не исключительное средство его достижения. Добролюбов, как и Чернышевский, близко подошел к пониманию того, что "кооперация в обстановке капиталистического государства является коллективным капиталистическим учреждением" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45. с. 374).

    Статья Добролюбова -- одно из первых обращений русской революционной демократии к опыту европейского утопического социализма. Она, несомненно, дала толчок к дальнейшему развитию социалистического учения, в частности, в творчестве Чернышевского (в ряде статей и в романе "Что делать?"). Более поздняя статья Герцена "Роберт Оуэн" (Полярная звезда на 1861 г., кн. VI; вошла в состав "Былого и дум") во многих принципиальных моментах совпала с Добролюбовыми. Так, Добролюбов считал главной ошибкой Оуэна его убеждение, "что всем людям очень легко внушить понятие о полной солидарности их прав и обязанностей". Герцен писал: "Ахиллова пята Оуэна не в ясных и простых основаниях его учения, а в том, что он думал, что обществу легко понять его простую истину" (Герцен, XI, 220).

    1 Рассказ о посещении Оуэна Николаем I был исключен цензурой из публикаций статьи в "Современнике" и в изд. 1862 г. Сб этом посещении рассказывается в "Былом и думах" (Герцен, XI, 207--208).

    2 Сведения из биографии Оуэпа излагаются неточно. В 1789 г. Оуэн вместе с одним своим другом организовал заводик по производству прядильных машин. В 1791 г. он стал управляющим огромной прядильной фабрики Дринкуотера в Манчестере. Что жо касается фабрики Дейла в Нью-Ленарке, то Оуэн вместе с несколькими компаньонами купил ее у будущего тестя в 1799 г. и стал ее директором с января 1800 г.

    3 Имеется в виду основанный Оуэном в 1816 г. "Новый институт для образования характера", где обучалось около 600 детей.

    4 Система взаимного обучения Э. Белла и Дж. Ланкастера должна была разрешить проблему элементарного образования при ограниченных средствах и недостатке учителей. Старшие ученики обучали младших, руководствуясь указаниями учителей.

    5 См. примеч. 2. Оуэн женился на Лине Каролине Дейл в сентябре 1799 г.

    6 Издано в Лондоне не в 1812, а в 1813--1814 гг. (см. наст. т., с. 718).

    7 Добролюбов очень четко проводит границу между объективно буржуазным, филантропическим (нью-ленаркским) периодом деятельности Оуэна и последующими, социалистическими по смыслу, экспериментами. Ф. Энгельс в "Анти-Дюринге" также писал, что после "перехода к коммунизму" это был уже другой Оуэн: "изгнанный из официального общества, замалчиваемый прессой, обедневший..." (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 274).

    8

    9 По избирательному закону 1832 г. была частично отменена выгодная для аристократов система "гнилых местечек" (старинных городков и селений, обладавших давним правом представительства в парламент), а освободившиеся депутатские места были распределены между крупными промышленными центрами.

    10 Имеются в виду "Two Memorials on behalf of the working classes; the first presented to the governments of Europe and America, the second to the Allied Powers assembled... at the Aixa -- Chapello", 1818 ("Две петиции относительно трудящихся классов; первая представлена правительствам Европы и Америки, вторая -- Аахенскому конгрессу союзных держав"). Изданы были также в качестве приложения к "Манифесту Р. Оуэна..." (см. примеч. 29), где Добролюбов, очевидно, и познакомился с ними.

    11 Имеется в виду налог в пользу бедных, который, по мнению Оуэна, способствовал скорее "вознаграждению лени и порока, чем трудолюбия и добродетели" (Оуэн Р. Избр. соч., т. I. М. -Л., 1950, с. 98).

    12 Добролюбов передает одно из положений I главы книги Оуэна "Опыты об образовании человеческого характера" (см. примеч. 26).

    13 к острому конфликту. Оуэн сохранял свое финансовое участие в доле до 1828 г. и номинально оставался управляющим до 1825 г.

    14 В 1816 г. под влиянием Оуэна Роберт Пиль-старший пытался провести в парламенте закон об охране детского труда. Лишь в 1819 г., сильно измененный и урезанный, этот закон был принят.

    15 Течение в христианстве, возникшее на рубеже IV--V вв. и названное по имени его основателя Пелагия, утверждавшего, что человек способен достичь спасения собственными силами, не прибегая к божественной благодати. Католическая церковь объявила пелагианство ересью.

    16 См. примеч. 9.

    17 В начале 1825 г. Оуэи купил имение религиозной секты Т. Раппа (которая перебиралась на новое место) и основал там трудовую коммуну "Новая Гармония". В 1829 г. этот опыт кончился неудачей, поглотив почти все средства Оуэна.

    18

    19 "Кооперативный журнал" издавался в 1826--1830 гг.

    20 Орбистонская община существовала с 1825 по 1828 гг.

    21 В марте 1834 г. в Манчестере шесть батраков были осуждены на семилетнюю ссылку за принесение "незаконной" присяги "Дружескому обществу сельскохозяйственных рабочих". Вызванные этим приговором митинги и манифестации не помогли, и приговор остался в силе.

    22 Имеется в виду стачка портных в 1834 г.

    23 "Базары справедливого обмена" были организованы в Лондоне и Бирмингеме, но просуществовали недолго (1832--1834 гг.). По неосуществившемуся же замыслу Прудона (1849 г.) в "обменный", или "Народный", банк все производители должны были свозить свои товары, которые принимались по оценке, учитывавшей рабочее время и издержки производства, но без прибыли.

    24 В 1835 г. оуэновская "Ассоциация труда, человечности и знания" слилась с другими оуэновскими организациями в "Ассоциацию всех классов всех наций". Через нее Оуэн стремился осуществить идеи классового мира.

    25 Газета "Новый нравственный мир" издавалась в Лондоне, Манчестере и Бирмингеме в 1835--1842 гг.

    26 Имеются в виду: Lectures on an entire new state of society. London, 1830; 1841; Essays on the formation of the human character. Manchester, 1837; 1840 (под этим названием выходила в указанные годы книга "A new view..." -- см. о ней наст. т., с. 718); Six lectures delivered in Manchester previously to a discussion between Robert Owen and J. H. Roebuck. Manchester, 1837, 1838 (Шесть лекций, прочитанных в Манчестере перед дискуссией между Робертом Оуэном и Дж. Робаком); Outline of the rational system of society... (11 английских изданий, 1830--1851; фр. перевод -- 1837); The book of the new moral world... London, 1836, Glasgow, 1837; 1840 (фр. и нем. переводы 1838--1839).

    27 См. преамбулу. Правильно: Уильям Томпсон и Джон Брей. См. о них: Галкин В. В. Наука или утопия? М., 1981.

    28 полицейскими властями. "Атеней" -- ученое общество в Париже, известное под таким названием с 1803 г.

    29 Имеется в виду "Manifesto of R. Owen, the discoverer and founder of the rational system of society and of the religion" (8 изданий, Лондон, 1840--1841).

    30 Слова Чацкого о Молчалине ("Горе от ума", д. I, явл. 7).

    1 2 3 4
    Примечания

    Раздел сайта: