• Приглашаем посетить наш сайт
    Мандельштам (mandelshtam.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1856"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
    Поиск  
    1. Литературные мелочи прошлого года. Часть II
    Входимость: 23. Размер: 89кб.
    2. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Шемановский М. И.: Воспоминания о жизни в Главном педагогическом институте 1853 - 1857 годов
    Входимость: 20. Размер: 100кб.
    3. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий
    Входимость: 19. Размер: 73кб.
    4. Добролюбов Н. А. - Турчанинову Н. П., 1 августа 1856 г.
    Входимость: 14. Размер: 28кб.
    5. Чернышевский Н. Г.: В изъявление признательности
    Входимость: 12. Размер: 34кб.
    6. Разные сочинения С. Аксакова
    Входимость: 12. Размер: 43кб.
    7. Литературные мелочи прошлого года. Примечания
    Входимость: 11. Размер: 32кб.
    8. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова. Глава 4
    Входимость: 10. Размер: 22кб.
    9. 17 апреля 1856 года
    Входимость: 8. Размер: 8кб.
    10. Описание главного педагогического института в нынешнем его состоянии
    Входимость: 8. Размер: 21кб.
    11. Сочинения графа В. А. Соллогуба
    Входимость: 8. Размер: 76кб.
    12. О значении авторитета в воспитании (мысли по поводу "Вопросов жизни" г. Пирогова)
    Входимость: 8. Размер: 59кб.
    13. Отчет Императорской публичной библиотеки за 1857 год
    Входимость: 7. Размер: 19кб.
    14. "Собеседник любителей российского слова". Примечания
    Входимость: 7. Размер: 23кб.
    15. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Чернышевский Н. Г. (Материалы, воспоминания, письма)
    Входимость: 7. Размер: 78кб.
    16. "Губернские очерки" ("Из записок отставного надворного советника Щедрина. Собрал и издал М. Е. Салтыков)
    Входимость: 7. Размер: 89кб.
    17. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым. Примечания
    Входимость: 7. Размер: 22кб.
    18. Краснов Г.: Мощный двигатель нашего умственного развития
    Входимость: 6. Размер: 67кб.
    19. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова. Глава 5
    Входимость: 6. Размер: 43кб.
    20. Два графа
    Входимость: 6. Размер: 83кб.
    21. Буртин Ю.: Николай Александрович Добролюбов
    Входимость: 6. Размер: 137кб.
    22. О древнеславянском переводе хроники Георгия Амартола. Примечания
    Входимость: 5. Размер: 15кб.
    23. Ответ на замечания г. А. Галахова по поводу предыдущей статьи
    Входимость: 5. Размер: 31кб.
    24. Николай Владимирович Станкевич (Переписка его и биография, написанная П. В. Анненковым)
    Входимость: 5. Размер: 65кб.
    25. Дмитриева А.: Добролюбов - литературный критик. Часть II
    Входимость: 5. Размер: 47кб.
    26. Стихотворения Л. Мея
    Входимость: 5. Размер: 16кб.
    27. Непостижимая странность (Из неаполитанской истории)
    Входимость: 5. Размер: 161кб.
    28. Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1858 год
    Входимость: 5. Размер: 19кб.
    29. Мелентьев Ю. С.: Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский
    Входимость: 5. Размер: 81кб.
    30. Литературная заметка
    Входимость: 5. Размер: 19кб.
    31. Нечто о дидактизме в повестях и романах
    Входимость: 5. Размер: 22кб.
    32. Добролюбов. Письма разные
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    33. Темное царство. Примечания
    Входимость: 5. Размер: 23кб.
    34. Сочинения В. Белинского
    Входимость: 4. Размер: 7кб.
    35. Стихотворения Я. П. Полонского. Рассказы Я. П. Полонского.
    Входимость: 4. Размер: 32кб.
    36. Чернец Л. В.: Добролюбов Н. А. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь. )
    Входимость: 4. Размер: 37кб.
    37. Норманский период русской истории (Сочинение М. Погодина)
    Входимость: 4. Размер: 19кб.
    38. Смирнов А. Ф.: Борец за дело народное
    Входимость: 4. Размер: 94кб.
    39. Сборник, издаваемый студентами Императорского С. -Петербургского университета
    Входимость: 4. Размер: 28кб.
    40. А. В. Кольцов. Примечания
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    41. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова. Глава 2
    Входимость: 4. Размер: 32кб.
    42. Сочинения Пушкина (Седьмой, дополнительный том. Издание П. В. Анненкова)
    Входимость: 4. Размер: 43кб.
    43. Краткое историческое обозрение действий главного педагогического института 1828-1859 года
    Входимость: 4. Размер: 30кб.
    44. История русской словесности (Лекции Степана Шевырева)
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    45. Из "Свистка". No 5
    Входимость: 3. Размер: 89кб.
    46. La confession d'un poete Par Nicolas Semenow, Paris, 1860 (Исповедь поэта. Сочинения Николая Семенова. Париж)
    Входимость: 3. Размер: 47кб.
    47. Богданова О. А.: Н. А. Добролюбов и Ф. М. Достоевский
    Входимость: 3. Размер: 72кб.
    48. Непостижимая странность. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    49. Стихотворения А. Н. Плещеева
    Входимость: 3. Размер: 28кб.
    50. Петербургское послание
    Входимость: 3. Размер: 32кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Литературные мелочи прошлого года. Часть II
    Входимость: 23. Размер: 89кб.
    Часть текста: Лукьяну Федосеичу, чтоб он козырял, - нет... А ведь тут только козырни, - валет мой пик и берет... - Позвольте, Иван Петрович, - валет не берет. ГОГОЛЬ 29 Колоссальная фраза, выработанная в последние годы нашими публицистами и приведенная нами в конце прошедшей статьи, составляет еще не самую темную сторону современной литературы. Оттого наша первая статья имела еще характер довольно веселый. Но теперь, возобновляя свои воспоминания о прошлом годе, чтобы выставить на вид несколько литературных мелочей, мы уже не чувствуем прежней веселости: нам приходится говорить о фактах довольно мрачных. Прежде всего должны мы отметить главную ложь, в которой литература наша проявила свою мелочность. Ложь эта состоит в высоком мнении литературы о том, что она сделала. Почитаешь журнальные статейки, так иногда и в самом деле подумаешь, что литература у нас - сила, что она и вопросы подымает и общественным мнением ворочает... А на деле ничего этого нет и не бывало: литература у нас постоянно, за самыми ничтожными исключениями, до настоящей минуты шла не впереди, а позади общества. Говоря это, мы вовсе не имеем в виду те теории, по которой литература должна ...
    2. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Шемановский М. И.: Воспоминания о жизни в Главном педагогическом институте 1853 - 1857 годов
    Входимость: 20. Размер: 100кб.
    Часть текста: в воспоминаниях современников Шемановский М. И.: Воспоминания о жизни в Главном педагогическом институте 1853 - 1857 годов В ПЕТЕРБУРГЕ. В ГЛАВНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ М. И. ШЕМАНОВСКИЙ ВОСПОМИНАНИЯ О ЖИЗНИ В ГЛАВНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ 1853--1857 ГОДОВ Во второй половине августа 1853 года мы были приняты в число студентов Главного педагогического института. Большинство было из семинарий, которое поступило на филологический факультет, меньшинство из гимназий, которое, за небольшими исключениями, избрало математический факультет. Новобранцы представляли массу столь разнообразную во всех отношениях, что подобного разнообразия едва ли можно встретить теперь где-нибудь в учебном заведении: собранные из разных концов России, каждый носил свой особенный отпечаток местной жизни и местного воспитания, но, кроме этого, и степени умственного развития были различны. В этой массе были люди, сознававшие, зачем они явились сюда, чего они хотят, но были и дети, которых привлекли сюда Петербург, права института и прочие внешние нриманки образования. Такой массе, разумеется, невозможно было скоро сплотиться в одно тело, и, сколько я помню, прошел целый год, прежде чем в ней завязалась своя жизнь. Прежде...
    3. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий
    Входимость: 19. Размер: 73кб.
    Часть текста: А. В. -- см. Востоков А. Б. Авенариус Николай, студент Главного педагогического института, однокурсник Добролюбова -- 117, 345 "Освобождение диких зверей из зверинцев" -- 345--346 Аверкиев Дмитрий Васильевич (1836--1905; см. о нем с. 349-350) -- 11, 19, 138--139, 332 Агафонович, профессор богословия из Костромы -- 123 Адлерберг Владимир Федорович, граф (1791--1884), управляющий почтовым департаментом в 1842--1857 гг., в 1852--1870 гг. -- министр императорского двора и уделов -- 77, 340, 342 "Акт X выпуска студентов Главного педагогического института" -- 85 Александр II (1818--1881), российский император с 1855 г. -- 18, 65, 67, 68, 72, 75-77, 82, 83, 340, 342 Александра Федоровна, двоюродная сестра Н. А. Татариновой, ученица Добролюбова -- 248-254, 364 Александрович, студент историко-филологического факультета Главного педагогического института -- 80, 342 Алексеев, студент Медико-хирургической академии -- 67, 68 Андрюшка -- см. Смирнов А. И. Аничков Виктор Михайлович (1830--1877), подполковник Генерального штаба, профессор Военной академии -- 208, 360 Анненков Павел Васильевич (1812 или 1813--1887), литературный критик и мемуарист -- 17, 168, 169, 187, 188, 241--243, 251, 354, 355, 365 "Литературные воспоминания" -- 356 Антоний (Вениамин Иванович Николаевский; ум. в 1889 г.), иеромонах, впоследствии епископ; в 1841--1855 гг. преподаватель и помощник инспектора Нижегородской духовной семинарии -- 72 Антонович Максим Алексеевич (1835--1918; см. о нем с. 358-359) - 11, 15, 16, 18, 19, 180, 195-224, 295, 303-- 305, 318, 332, 360, 361, 378 "Асмодей нашего времени" -- 358 "Воспоминания по поводу чествования памяти В. Г. Белинского" -- 215, 361 "Материалы для истории простонародных суеверий (Об антихристе <...> соч. Никольского. 1859. Le raskol <...>" - 198, 210, 359 "Причины неудовлетворительного состояния нашей литературы" -- 215, 361...
    4. Добролюбов Н. А. - Турчанинову Н. П., 1 августа 1856 г.
    Входимость: 14. Размер: 28кб.
    Часть текста: -- все это было и есть в Главн. педаг. <институте>, и все это слушало с видимым восхищением чтение твоего письма 1 . Старшие и младшие учителя 2 смотрели на нашу радость при этом случае с каким-то робким изумлением, не понимая, как наши серьезные или зло-насмешливые физиономии могли вдруг принять выражение такого добродушного, детского веселья и сердечного участия. Это изумление превратилось, конечно, в некоторого рода ужас, когда мы стали потом толковать о la comtesse 3 , причем я рассказал о том, что он приходит в благоговейный восторг и проливает обильные источники слез, говоря о величии и славе России под благословенным правлением дома Романовых (сведение это сообщено мне Н<иколаем> Гавриловичем). Но -- черт с ними -- с контессами и старшими учителями; у меня есть новости гораздо интереснее их. Только не ленись читать. Все они относятся к Гл. пед. <институту>. В "Современнике" пропущена уже статейка о нашем последнем акте, наполненная самыми злокачественными выписками из него 4 . Написана она в таком духе, как, напр., статья о стих. Растопчиной 5 , и, разумеется, Бекетов ее не понял 6 . Но Некрасов, боясь все-таки, что Давыдов будет жаловаться 7 , спросил разрешения у Щербатова; тот сказал очень просто: да помилуйте, в чем же вы затрудняетесь? Печатайте смело... ведь это же известный негодяй 8 ... Кому из своих приятелей обязан Ванька этой рецензией, тебе, конечно, не нужно говорить. Между тем случилось и другое событие. Кто-то из бывшего пятого курса настрочил письмо к министру об институтской администрации 9 . Письмо это послано было в министерство; там его распечатал дежурный чиновник, потом оно перешло -- по инстанциям, к столоначальнику, начальнику отделения,...
    5. Чернышевский Н. Г.: В изъявление признательности
    Входимость: 12. Размер: 34кб.
    Часть текста: определить мое отношение к Добролюбову, с похвальными эпитетами мне. Вы хотите засвидетельствовать для истории литературы факт, который был бы очень почетен для меня; если я оставлю ваши слова без ответа, то должно показаться, что я без возражений принимаю их за правду. Такую роль я не могу взять на себя. На страницах 38 и 39 вашей статьи вы говорите, что в литературном кругу, к которому принадлежал Добролюбов, был человек, более его замечательный по дарованиям; этого человека вы почитаете учителем Добролюбова; вы приписываете этому человеку энергию убеждепий, гораздо большую той, какую находите в Добролюбове 1 . На 34 стр. вы о том же человеке говорите: "мы совершенно искренно уважаем некоторых из друзей покойного -бова, в особенности одного, о лицемерном непризнавании заслуг которого мы, кажется, первые сказали, что оно переступило меру". Очевидно, что вы тут упоминаете статью обо мне, помещенную в одной из осенних книжек вашего журнала за прошлый год 2 . Очевидно, что под человеком, который был учителем Добролюбова, превосходил его талантом и энергиею, вы разумеете меня. Это принуждает меня разъяснить вам мои отношения к развитию образа мыслей Добролюбова, сказать, как представляется мне самому отношение моих сил к силам его и какая разница действительно существует, по степени энергии, между мною и им. Учителем Добролюбова я не мог быть, во-первых, уже и потому, что не был его учителем никто из людей, писавших по-русски. Довольно много пользы принесли ему статьи Белинского и других людей того литературного круга 3 . Но не под их главным влиянием сложился его образ мыслей. Поступив в Педагогический институт летом 1853 года, он скоро привык читать книги по-французски, а с немецкими книгами начал знакомиться еще до...
    6. Разные сочинения С. Аксакова
    Входимость: 12. Размер: 43кб.
    Часть текста: читать книги, то и разбор, очевидно, должен иметь другой смысл: он должен только дать понятие о книге, чтобы избавить любителей чтения от напрасной траты времени. Именно такого рода разбор мы считаем приличным для "Разных сочинений" г. Аксакова. Но предварительно, из уважения к таланту и литературному авторитету почтенного автора, скажем, почему мы полагаем, что его новая книга не будет читаться. Мы знаем, что он возбудил интерес в некоторой части публики своими записками об уженье рыбы и о ружейной охоте. По поводу этих книг замечено было, что г. Аксаков пишет очень хорошим слогом, с теплым чувством описывает красоты природы и имеет большие познания относительно разных пород рыб и птиц 2 . С такою репутацией оставался С. Т. Аксаков до 1856 года, когда издал "Семейную хронику" 3 . Отрывки из "Хроники" и "Воспоминаний" печатались еще прежде в разных журналах 4 и возбуждали в публике большие ожидания. Издание "Хроники" встречено было с таким восторгом, какого, говорят, не бывало со времени появления "Мертвых душ". Все журналы наполнились статьями о С. Т. Аксакове. Не все критики выказали одинаковую проницательность в определении достоинств "Семейной хроники"; но все одинаково напомнили нам те времена, в которые существовали у нас российские Пиндары, Мольеры и Волтеры. Одни из критиков уверяли, что С. Т. Аксаков по спокойствию и ясности своего миросозерцания есть не что иное, как новый Гомер; другие утверждали, что по удивительному искусству в развитии характеров он скорее всего есть русский Шекспир;...
    7. Литературные мелочи прошлого года. Примечания
    Входимость: 11. Размер: 32кб.
    Часть текста: в "Соч. Н. А. Добролюбова", 1862, т. 2, стр. 393-458, с существенными дополнениями и изменениями журнального текста, восходящими к доцензурным типографским гранкам статьи. В основной своей части эти гранки сохранились и находятся ныне в Пушкинском доме АН СССР. Автограф статьи неизвестен. Первая часть статьи, посланная цензору 10 января 1859 г., разрешена была к печати 42 января; вторая часть статьи, посылавшаяся в цензуру в три приема (28 марта, 29 марта, 1 апреля), подписана была к печати 2 апреля. Листы, в которых речь шла о крестьянском вопросе, имеют дополнительное разрешение специального цензора Министерства внутренних дел от 3 апреля 1859 г. Печатается в настоящем издании по тексту 1862 г, с учетом стилистической правки, сделанной Добролюбовым в последней журнальной корректуре. "Литературные мелочи прошлого года" - программная статья Добролюбова, определившая с предельно возможной в цензурно-полицейских условиях этой поры четкостью и полнотою позиции революционной демократии на новом этапе общественно-политической и литературной борьбы. Этот новый этап резко обозначился в связи с завершением в высшем государственном аппарате первой очереди подготовительных мероприятий к крестьянской реформе, когда особенно обострился вопрос о формах и размерах выкупа помещичьей земли, подлежащей передаче освобождаемым крепостным. Популяризируя взгляды на...
    8. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова. Глава 4
    Входимость: 10. Размер: 22кб.
    Часть текста: в 1934-1941 гг. 47 Инициатором и ответственным редактором этого издания явился П. И. Лебедев-Полянский. Заместителем главного редактора и руководителем всей архивной, текстологической и комментаторской работы, связанной с новым изданием, был (с 1932 г. по 1937 г.) Ю. Г. Оксман. Три последних тома редактировал Б. П. Козьмин. К участию в издании привлечены были Б. Я. Бухштаб, И. И. Векслер, В. В. Данилов, М. М. Калаушин, В. В. Мияковский, Н. И. Мордовченко, А. В. Предтеченский, С. А. Рейсер, Н. Л. Степанов, Н. М. Чернышевская, С. Я. Штрайх, И. Г. Ямпольский и некоторые другие историки и литературоведы. Биографический очерк "Н. А. Добролюбов", открывавший первый том, написал М. М. Клевенский, вводную статью "От редакции" - Ю. Г. Оксман. Вступительные статьи к следующим томам принадлежали П. И. Лебедеву-Полянскому ("Литературно-критическая деятельность Добролюбова", "Основы мировоззрения Добролюбова", "Н. А. Добролюбов и его политическая программа") и Б. Я. Бухштабу ("Н. А. Добролюбов-поэт"). По мысли главного редактора, новое издание, рассчитанное на шесть больших томов, должно было опираться на принципы публикации текста, установленные в двух последних...
    9. 17 апреля 1856 года
    Входимость: 8. Размер: 8кб.
    Часть текста: Средь этих мыслящих голов Лишь пусть побольше разведутся... Вот я ж его!.. Моя рука Тебе, мой друг; тотчас польются Беды на твоего сынка" И многоопытной главою Старик разгневанный потряс И начал думать сам с собою, Чем гнев явить на этот раз... "Ох, старость, старость! плохо, право, - Вздохнув, сказал он наконец. - Как сузилась моя держава, Как мало верных мне сердец! Бывало, дождь падет весною - И все меня благодарят, Хлеба в полях сгорят от зною - Ко мне с моленьями спешат. Бывало, вылечат больного - Молебны мне ж идут служить, Сошьют для праздника обнову - Меня ж придут благодарить. Бывало, бедного ограбят, Или бессильного прибьют, Иль с рвением кого прославят - За всё ко мне моленья шлют. Теперь не то... Народ умнеет, Всё хочет знать да рассуждать, И на Писанье не робеет Опроверженье представлять. Не удивишь теперь затменьем, {2} Ни громом страха, ни внушеньем Не многих к богу обратишь. Теперь законами природы Все объясняет человек, Стремится к правде и свободе. Бездушный век, развратный век! Что с Александром делать станешь! И не придумать, право, мне... Ведь гласом неба тут не грянешь Или не явишься во сне. Не упадешь с аэролитом, Чтоб страх вдохнуть в цареву грудь. С умом, науками развитым, Все это долго ли смекнуть! Мне нужно очень осторожно Теперь с людьми себя держать, Их обмануть еще возможно, Но страхом ничего не взять". И долго в тягостном раздумье, Главой поникнув, бог сидел; Должно быть, о людском безумье По доброте своей жалел А Николай благочестивый Меж тем является опять И просит вновь нетерпеливо На сына...
    10. Описание главного педагогического института в нынешнем его состоянии
    Входимость: 8. Размер: 21кб.
    Часть текста: дополнением одна другой. "Описание" представляет нам состояние института во всех частях его жизни и управления; "Акт" заключает в себе отчет об учебной деятельности института за истекший академический год и речь профессора Лоренца на латинском языке о том, с какой целию император Николай учредил Педагогический институт. Педагогический институт, бесспорно, есть одно из важнейших учебных заведений наших по тому влиянию, какое могут иметь его воспитанники, все делающиеся учителями в гимназиях, на развитие просвещения в нашем отечестве. Знания, убеждения, направление, принятое ими, не остаются только их достоянием, а передаются ими новому поколению, идущему по следам их. Поэтому все, что касается института, должно возбуждать живейшее любопытство во всех, кому дорого отечественное просвещение, и мы с особенным удовольствием обращаем внимание читателей на изданные ныне брошюры, из которых можно получить довольно полное понятие об устройстве и значении института. Начнем с речи. Профессор Лоренц избрал предметом ее чрезвычайно важный вопрос и в начале речи прекрасно, хотя и кратко, обрисовывает деятельность Карла Великого для распространения образованности,...