• Приглашаем посетить наш сайт
    Лесков (leskov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1864"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
    Поиск  
    1. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий
    Входимость: 9. Размер: 73кб.
    2. Богданова О. А.: Н. А. Добролюбов и Ф. М. Достоевский
    Входимость: 6. Размер: 72кб.
    3. Из Турина. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    4. Письмо из провинции (вариант 2)
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    5. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Некрасов Н. А.: Памяти Добролюбова
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    6. Луч света в темном царстве. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    7. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Златовратский Н. Н.: Детские и юные годы. Воспоминания 1845 - 1864 гг. Юные годы. Отрывок
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    8. * * * ("В тиши ночной, когда весь мир забылся сном... ")
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    9. Добролюбов Н. А. - Кавелину К. Д., 1(13) января 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    10. Из "Свистка". No 2
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    11. Буртин Ю.: Николай Александрович Добролюбов
    Входимость: 1. Размер: 137кб.
    12. Сочинения графа В. А. Соллогуба
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    13. Первые годы царствования Петра Великого. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    14. Буртин Ю.: Дело на все времена
    Входимость: 1. Размер: 98кб.
    15. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова. Глава 2
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    16. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    17. О значении наших последних подвигов на Кавказе
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    18. Стихотворения для детей от младшего до старшего возраста. (Сочинение Б. Федорова)
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    19. Послание к С. П. Галахову
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    20. Русская лира. Хрестоматия, составленная из произведений новейших поэтов. Любовь. Эротические стихотворения русских поэтов. Собрал Григорий Книжник
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    21. Стихотворения Михаила Розенгейма
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    22. Историческая библиотека (Ф. К. Шлоссер)
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    23. Статьи и заметки (Нижегородские пословицы, о поэтических особенностях народной поэзии, проблема общественного идеала)
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    24. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Стеклова Е. А.: Письмо К Н. Г. Чернышевскому. Москва. 23 мая 1889 г. Отрывки
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    25. История рыцарства (вариант 2, Сочинение Руа. Перевод с французского)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    26. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    27. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова. Глава 5
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    28. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Некрасов Н. А.: Двадцатое ноября 1861 года
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    29. Полянский В.: Добролюбов Николай Александрович
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    30. Зайцев В. А.: Белинский и Добролюбов (старая орфография). Значение Добролюбова в литературе и в обществе
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    31. Непостижимая странность. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    32. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Мазуренко И. П.: Из литературных воспоминаний. Отрывок
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    33. Литературные мелочи прошлого года. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    34. "Слухи" (Газета литературная, анекдотическая и только отчасти политическая)
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    35. Краснов Г.: Мощный двигатель нашего умственного развития
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    36. О допотопном значении Лажечникова (Исследования г. Ап. Григорьева)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий
    Входимость: 9. Размер: 73кб.
    Часть текста: своих названий. Ссылки на страницы вступительной статьи и комментариев набраны курсивом. Имена и названия, встречающиеся только в статье и комментариях, в указатель не включены. Указатель составлен А. М. Малаховой. А. В. -- см. Востоков А. Б. Авенариус Николай, студент Главного педагогического института, однокурсник Добролюбова -- 117, 345 "Освобождение диких зверей из зверинцев" -- 345--346 Аверкиев Дмитрий Васильевич (1836--1905; см. о нем с. 349-350) -- 11, 19, 138--139, 332 Агафонович, профессор богословия из Костромы -- 123 Адлерберг Владимир Федорович, граф (1791--1884), управляющий почтовым департаментом в 1842--1857 гг., в 1852--1870 гг. -- министр императорского двора и уделов -- 77, 340, 342 "Акт X выпуска студентов Главного педагогического института" -- 85 Александр II (1818--1881), российский император с 1855 г. -- 18, 65, 67, 68, 72, 75-77, 82, 83, 340, 342 Александра Федоровна, двоюродная сестра Н. А. Татариновой, ученица Добролюбова -- 248-254, 364 Александрович, студент историко-филологического факультета Главного педагогического института -- 80, 342 Алексеев, студент Медико-хирургической академии -- 67, 68 Андрюшка -- см. Смирнов А. И. Аничков Виктор Михайлович (1830--1877), подполковник Генерального штаба, профессор ...
    2. Богданова О. А.: Н. А. Добролюбов и Ф. М. Достоевский
    Входимость: 6. Размер: 72кб.
    Часть текста: (1861), где оспаривались некоторые важные моменты "реальной критики". Достоевсковеды, со своей стороны, также уделяли внимание взаимоотношениям писателя и критика. Однако центр тяжести их интереса, естественно, оказывался смещенным в сторону уяснения эстетических позиций Достоевского, места статьи "Г-н -- бов..." в эволюции его представлений о сущности красоты, роли и назначении искусства. Вообще вопрос о Добролюбове вставал в основном в работах, посвященных эстетике Достоевского (у Г. М. Фридлендера, В. Богданова, Н. В. Кашиной). Исследователи художественного творчества писателя опирались на добролюбовскую статью как на один из лучших образцов интерпретации ранних произведений Достоевского. Таким образом, диапазон исследования вопроса "Добролюбов и Достоевский" (или наоборот) сводился, как правило, к анализу двух названных статей. Таковы в общих чертах работы С. С. Деркача "Добролюбов и Достоевский" {В кн.: Н. А. Добролюбов -- критик и историк русской литературы. Л., 1903, с. 97-131.}, Г. Берлинера "Литературные противники Добролюбова" {Литературное наследство, т. 25--26, с. 32--70.}, У. А. Гуральника "Ф. М. Достоевский в литературно-эстетической борьбе 60-х годов" {Творчество Достоевского. М., 1959, с. 293--329.}, В. Я. Кирпотина "Достоевский в шестидесятые годы" {Кирпотин В. Я. Достоевский в шестидесятые годы. М., 1966, гл. 9 ("Проблемы искусства в журнальных статьях...
    3. Из Турина. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    Часть текста: собрание сочинений. Под редакцией М. К. Лемке, тт. I--IV, СПб., изд-во А. С. Панафидиной, 1911 (на обл. -- 1912). Летопись -- С. А. Рейсер. Летопись жизни и деятельности Н. А. Добролюбова. М., Госкультпросветиздат, 1953. ЛН -- "Литературное наследство". Материалы -- Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861--1862 годах (Н. Г. Чернышевским), т. 1, М., 1890. Некрасов -- Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем, тт. I--XII, М., Гослитиздат, 1948--1953. "Совр." -- "Современник". Указатель -- В. Боград. Журнал "Современник". 1847--1866. Указатель содержания. М. --Л., Гослитиздат, 1959. ЦГАЛИ -- Центральный государственный архив литературы и искусства. Чернышевский -- Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений, тт. I--XVI, М., ГИХЛ, 1939--1953. В настоящий том вошли произведения Добролюбова, написанные им в 1861 году, а также сатирические статьи и стихотворения из "Свистка" (1858--1861) и "Искры" (1859). Основную часть статейного материала тома составляют так называемые "итальянские" статьи Добролюбова: в них рассматриваются события итальянского национально-освободительного движения. Эти события привлекали всеобщее внимание, но оценка происходившего в Италии была очень различна. То освещение, которое мы находим в работах Чернышевского и Добролюбова, противостоит прежде всего либеральному истолкованию. Направленные против западноевропейских либералов, эти статьи не в меньшей степени...
    4. Письмо из провинции (вариант 2)
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    Часть текста: как будто и к путному... Грешный человек, я долго не понимал, к чему и из-за чего вся эта история. Написал я к одному приятелю в Петербург, прося объяснить, что такое протест, почему протест, зачем протест? А тот отвечал мне только двумя стихами: "В нем признака небес напрасно не ищи: То кровь кипит, то сил избыток..." 20 Тогда выписал я "Иллюстрацию" (несколько моих знакомых то же сделали после вашего протеста), посмотрел, почитал ее: ничего -- журналец, как журналец. Припомнил, не было ли за нею прежде каких-нибудь гисторий: никаких. До ноября месяца о ней и не знали вовсе... Она видимо старалась привлечь к себе общее внимание: и рисунки графа Толстого к стихотворениям г. Щербины печатала, и майский парад, и формы генеральских мундиров помещала, и о политике вкривь и вкось рассуждала, и о людоедах писала, и с "Северной пчелой" вела полемику... нет, ничто не помогало. Никто ее не знал, никто о ней не говорил, журналы как будто и не подозревали ее существования. Шла себе "Иллюстрация" тихо и вяло, точно длинный обоз, которого убогая и похоронная медленность не нарушается даже тем, что в некоторых возах запряжены очень горячие лошади. И вдруг все переменилось. Как электрическая искра, мгновенно пронеслось, говорят, по...
    5. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Некрасов Н. А.: Памяти Добролюбова
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: А. Добролюбов в воспоминаниях современников Некрасов Н. А.: Памяти Добролюбова ПАМЯТИ ДОБРОЛЮБОВА Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил, Ты жажде сердца не дал утоленья; Как женщину, ты родину любил, Свои труды, надежды, помышленья Ты отдал ей; ты честные сердца Ей покорял. Взывая к жизни новой, И светлый рай и перлы для венца Готовил ты любовнице суровой. Но слишком рано твой ударил час, И вещее перо из рук упало. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! Года минули, страсти улеглись, И высоко вознесся ты над нами... Плачь, русская земля! но и гордись -- С тех пор, как ты стоишь под небесами, Такого сына не рождала ты, И в недра не брала свои обратно: Сокровища душевной красоты Совмещены в нем были благодатно... Природа-мать! когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни... 1864 Примечания Впервые -- Совр., 1864, No 11--12, отд. I, с. 276. С некоторыми изменениями -- в издании: Некрасов Н. А. Стихотворения. СПб., 1869, ч. 4, с. 272--273. Печатается по этому тексту. Впоследствии Некрасов сделал под стихотворением следующую приписку: "Надо заметить, что я хлопотал не о верности факта, а старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов". Строки...
    6. Луч света в темном царстве. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    Часть текста: (т. III. СПб., 1862, стр. 441-517) напечатано Н. Г. Чернышевским по сохранившимся доцензурным корректурам. Нынешнее их местонахождение неизвестно. Автограф также не сохранился. Печатается по изданию 1862 г. с учетом стилистической правки статьи в "Современнике". Пьеса А. Н. Островского "Гроза" была опубликована в журнале "Библиотека для чтения", 1860, No 1, и в том же году вышла отдельным изданием. До опубликования пьеса была поставлена в Малом театре в Москве 16 ноября 1859 г. и в том же году. 2 декабря, в Петербурге. Наиболее полный свод критических высказываний о "Грозе" с 1860 г. до наших дней см. в кн.: А. И. Ревякин. "Гроза" А. Н. Островского. Изд. 3, исправленное и дополненное, М., 1962, стр. 230-264. Вокруг пьесы сразу же развернулся широкий обмен мнений. Передовая критика откликнулась на "Грозу" очень положительно. "Народность чувствуется в каждом слове, в каждой сцене, в каждой личности драмы", - писал критик А. С. Гиероглифов ("Театральный и музыкальный вестник", 1859, No 48, стр. 473). И. И, Панаев, отражая мнение всего редакционного коллектива "Современника", отмечал в "Заметках нового поэта": "Произведения г. Островского имеют для нас значение более глубокое и серьезное, чем многие из произведений нашей литературы, пользовавшейся в последнее время огромным и, конечно, заслуженным успехом в образованном и великосветском обществе" ("Современник", 1860, No V, стр. 402). И. С. Тургенев, прослушав "Грозу" в чтении самого автора, назвал ее в письме к А. А. Фету...
    7. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Златовратский Н. Н.: Детские и юные годы. Воспоминания 1845 - 1864 гг. Юные годы. Отрывок
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: И ЮНЫЕ ГОДЫ Воспоминания 1845--1864 годов   ЮНЫЕ ГОДЫ Отрывок ... Я, вернувшись с гулянья, был несколько изумлен новой "конспирацией", застав двери в наше зальце снова припертыми; толкавшаяся около них детвора таинственно и шепотом сообщила мне, что "там" сидит новый гость, только что приехавший товарищ дяди Александра. -- "Бов"? -- спросил я. -- Он, он самый!.. Только не велено нам туда входить. Я припал глазами к дверной щели, чувствуя, что никак не мог бы решиться на "безумный" шаг -- отворить дверь и лично предстать перед очи этого, еще невиданного мною, "самого настоящего" писателя. На мое счастье, новый гость сидел как раз против моего наблюдательного поста, и я мог совершенно ясно разглядеть его молодое, серьезное, энергичное лицо и мягкие, глядевшие из-за очков глаза, которые, казалось мне, иногда пристально как будто обращались к двери, замечали мое присутствие за нею и любовно улыбались мне. Увы! Мое созерцание продолжалось только несколько минут. Я застал уже конец визита. "Бов" поднялся, протянул руку отцу 1 , расцеловался с дядей Александром и распрощался... навсегда. Никому из нас и, наверное, ему самому не могла в те минуты явиться страшная мысль, что это свидание -- последнее и что эта, такая молодая, необычайно даровитая сила, едва только успевшая размахнуть свои могучие духовные крылья, была уже отмечена неумолимой судьбой... Его живой образ промелькнул передо мной поистине "как мимолетное виденье, как гений чистой красоты". В то время я даже не мог и предчувствовать, что не пройдет и трех лет, как его духовный облик...
    8. * * * ("В тиши ночной, когда весь мир забылся сном... ")
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: Блажен, кто не видал науки паразитов - Кто Купр<иян>ова, Юшк<еви>ча не зрел, За Сух<омли>нова наивность не краснел. Блажен, кто не внимал с афронтом для ушей Басистый, слитный гул Савельева речей. Блажен не видевший, как молодой Ламанский С открытьем носится в истории славянской, Как Пыпин, что в душе так злобою сгорает, С корыстной целию субботы посещает, Как Добр<олю>бов там сидит и чистит руки, Подозреваемый в служении науке; Пекар<ский> оттиска как просит из "Известий", {2} Которых получать он не имеет чести. Как черный харьковец сидит в углу без слов, Как детски там шамшит и судит Чебышев, Как заикается науки жалкий парий, Хозяина сочлен, архимандрит Макарий. Блажен, кто не слыхал (то, что всего жесточе), Как, брови вздернувши, и вылупивши очи, И брюхо выставив, как некий полный кузов, Различным голосом болгарин Палауз<ов> По крайней мере час рассказывал о том, Как князь Петр Вяземский изволили при нем Проснуться, поплевать, с постели приподняться И чем-то там еще таинственно заняться. Блажен, кто не знавал всех сих жрецов наук, У коих изучен глухой и мягкий звук И кои заняты светильнями, изгойством, Отрывками житий, чиновным беспокойством, Деепричастием, санскритским словарем, Хвалою Блудову и дружеством с князьком. {3} Блажен, стократ блажен!.. Но жалок, жалок тот, Кто легкомысленно в их сонмище войдет!.. Но во сто тысяч раз несчастней тот несчастный, Которому попасть придется в круг ужасный, Что Бл<аговещенск>ий вокруг себя собрал, Упитанный телец, трусливый либерал! Тут некого назвать, тут nomina obscura,* Известно только то, что их...
    9. Добролюбов Н. А. - Кавелину К. Д., 1(13) января 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: (т. е., по-вашему, 1-го) ноября я ожидал от Вас телеграфической депеши и радостно готовился послать Вам по телеграфу мой проигрыш, рассчитывая наверстать его дешевизною продукта, который был поставлен нами в игру... Впрочем, за важными прениями о бедном брате, за сокрушениями о гниении Европы, за хлопотами о более удобном размещении большей части статей Свода законов со, всеми продолжениями, за глубокими соображениями относительно нового века 4 , за трудами по опубликованию Злонамеренности некоторых петербургских литераторов, старающихся бросить тень на комитет общества вспоможения 5 , и пр. и пр., словом, за высокими подвигами государственной, профессорской и филантропической мудрости -- Вы, вероятно, забыли смиренного юношу, осмелившегося однажды усомниться в сбыточности некоторых Ваших надежд? Позвольте же теперь освежить вашу память некоторыми подробностями. Это был прекрасный день, чуть ли не пасхальный. Вместе с снегом растаяли сердца и только что исчезли некоторые надежды, периодически возвращающиеся к каждому празднику. Я, помнится, с обычной скромностью намекнул об этом обстоятельстве; Вы, как истинный профессор и философ (Вы же тогда обдумывали, кажется, поправки к статье о Гегеле), взяли на себя труд великодушно объяснить мне: ...
    10. Из "Свистка". No 2
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    Часть текста: "Свисток" безропотно покорился приговору строгих судей, признавших его недостойным настоящ е го времени, когда возбуждено так много общественных вопросов 1 . И скромность его не осталась без возмездия: он имел удовольствие видеть, как отсутствие его при второй книжке "Современника" поразило грустию чувствительные сердца читателей; он имел редкое на земле наслаждение -- убедиться, что непоявление его и при третьем нумере журнала повергло публику в мрачное отчаяние. Но, проникнутый гуманностию современной эпохи, "Свисток" скоро сознал, что радость о людских огорчениях противна всем нравственным законам, и вследствие того решился доставить себе наслаждение более чистое и возвышенное и притом более сообразное с естественными наклонностями его натуры: он решился вновь явиться пред публикою, чтобы видеть ее непритворную радость при его появлении. Вся природа благоприятствует его намерению и, кажется, с нежною улыбкой благословляет его на деятельность. "Шествует весна", по выражению поэта; "б е рега расторгают лед", по выражению другого поэта; хотя "еще в полях белеет снег", по замечанию третьего поэта 2 . Все творение оживает и наполняется...