• Приглашаем посетить наш сайт
    Дружинин (druzhinin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1950"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
    Поиск  
    1. Кобзарь Тараса Шевченка
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    2. Лаокоон (или о границах живописи и поэзии. Соч. Лессинга. Перевод Е. Эдельсона)
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    3. Кузнецов Феликс: Добролюбов и современность
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    4. Перепевы (Стихотворения Обличительного поэта)
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    5. Повести и рассказы С. Т. Славутинского
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    6. Очерки и рассказы И. Т. Кокорева
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    7. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова. Глава 4
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    8. Благонамеренность и деятельность (Повести и рассказы А. Плещеева)
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    9. Сочинения В. Белинского
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    10. Стихотворения Н. М. Языкова
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    11. Черты для характеристики русского простонародья. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    12. О степени участия народности в развитии русской литературы. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    13. О русском историческом романе
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    14. Шиллер в переводе русских писателей (Изданный под редакцией Ник. Вас. Гербеля. Томы V, VI и VII)
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    15. Народные русские сказки. Южно-русские песни (Издал А. Афанасьев. Выпуск III и IV. Москва)
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    16. Песни Беранже
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    17. Стихотворения А. Полежаева
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    18. "Воскресший Белинский"
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    19. Сочинения Пушкина (Седьмой, дополнительный том. Издание П. В. Анненкова)
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    20. Песни Гейне (в переводе М. Л. Михайлова)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    21. Стихотворения Ивана Никитина
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    22. Кириллова Е. А.: Николай Александрович Добролюбов (Русская философия. Энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    23. Федосеев П.: Немеркнущий пример служения народу
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    24. О древнеславянском переводе хроники Георгия Амартола. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    25. Жданов В. В.: Н. А. Добролюбов — литературный критик и публицист
    Входимость: 1. Размер: 78кб.
    26. Уличные листки
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    27. Басня. Ороскоп кота. Акростих
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    28. Краснов Г.: Мощный двигатель нашего умственного развития
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    29. Туниманов В. А.: Критерии народности и жизненная правда
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    30. "Слухи" (Газета литературная, анекдотическая и только отчасти политическая)
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    31. Гуральник У.: Эстетика реализма
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    32. Муратов А. Б.: Н. А. Добролюбов и разрыв И. С. Тургенева с журналом "Современник"
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    33. Сочинения графа В. А. Соллогуба
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    34. Фридлендер Г.: Н. А. Добролюбов и революционно-демократические принципы литературной критики
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    35. Из "Свистка". No 2
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    36. Роберт Овэн и его попытки общественных реформ. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    37. Николаев П. А.: Метод критика
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    38. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Елизаветина Г.: Современники о Добролюбове
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    39. А. В. Кольцов. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    40. "Губернские очерки" ("Из записок отставного надворного советника Щедрина. Собрал и издал М. Е. Салтыков)
    Входимость: 1. Размер: 89кб.
    41. Повести и рассказы М. И. Воскресенского. Наташа Подгорич. Роман М. И. Воскресенского
    Входимость: 1. Размер: 25кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Кобзарь Тараса Шевченка
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: этот относился к литературе книжной, общественной, цивилизованной,-- как хотите называйте,-- но во всяком случае к литературе искусственной, а стихотворения Шевченка именно тем и отличаются, что в них искусственного ничего нет. Конечно, по-малороссийски не выйдет хорошо "Онегин" или "Герой нашего времени", так же, как не выйдут статьи г. Безобразова об аристократии 1 или моральные статьи г-жи Тур о французском обществе 2 . Конечно, все эти статьи можно перевести и на малороссийский язык, но считать этот язык действительным малороссийским будет великое заблуждение. Те малороссы, которым доступно все, что занимает Онегина и г-жу Тур, говорят уже почти по-русски, усвоивши себе весь круг названий предметов, постепенно образовавшийся в русском языке цивилизациею высших классов общества. Настоящие же малороссы, свободные от влияния русского языка, так же чужды языку книжной литературы, как и наши простолюдины. Ведь и у нас язык литературы -- собственно, не русский, и через сто лет над нами, конечно, будут так же смеяться, как мы теперь смеемся над языком ассамблей петровского времени. Но у нас бестолковая смесь пяти языков организовалась довольно скоро и составила то, что мы теперь называем языком образованного общества. Это оттого, во-первых, что нам уж решительно нечем было взяться: новые понятия и новые предметы врываются толпой, назвать их не умеем, да и около нас негде взять; а между тем название нужно во что бы то ни стало. Поневоле брали...
    2. Лаокоон (или о границах живописи и поэзии. Соч. Лессинга. Перевод Е. Эдельсона)
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: "Лаокооном" Лессинг создал новую теорию поэзии, внесши в нее жизнь и разбивши мертвенную формалистику, которая господствовала до тех пор во всех эстетиках. С чрезвычайной ясностью и силою мысли, с неотразимой логической убедительностью он доказал, что существенный предмет поэзии, в отличие от всех других искусств и особенно от живописи, составляет -- действие. Не самые предметы должна изображать поэзия, а их действие на душу человека; не описывать красоту должен поэт, а передать нам то впечатление, какое она производит: тогда мы сами уже в состоянии будем представить себе и образ, произведший это впечатление. Самый же образ недоступен во всей своей полноте и яркости слову поэта: полное и точное изображение нужно предоставить живописи. Таковы существенные положения, развитые Лессингом в "Лаокооне". Ими он изгонял из поэзии все мертвенное, все чуждое миру души человеческой. "Лаокоон" произвел решительный переворот в литературных теориях Германии. Гете сам сознается, "что "Лаокоон" разом разрушил в нем и в его молодых сверстниках искаженное понятие о том, что поэзия должна подражать живописи" 2 . С появлением "Лаокоона" жизнь в своем течении, а не бездушная форма признана существенным содержанием поэзии. Без сомнения, "Лаокоон" не останется без пользы для литературного образования и нашей публики, в которой еще так смутны теории изящного. Нельзя не поблагодарить переводчика за его полезный труд, исполненный им очень добросовестно. При переводе "Лаокоона" находится небольшое предисловие, в котором г. Эдельсон излагает свой взгляд на труд перевода классических произведений из иностранных литератур. С мнениями его вообще нельзя не согласиться и нельзя не поблагодарить его, что он в своем собственном труде остался верен своим воззрениям. ПРИМЕЧАНИЯ *...
    3. Кузнецов Феликс: Добролюбов и современность
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    Часть текста: какого они достигли перед смертью. В них все еще было im Werden" {Засулич В. И. Статьи о русской литературе. М., 1960, с. 260.}. Биография Н. А. Добролюбова настолько коротка и проста, что даже и вообразить ее трудно. Провожая своего друга в последний путь, Н. А. Некрасов с горечью говорил: "Бедное детство, в доме бедного сельского священника; бедное, полуголодное ученье; потом четыре года лихорадочного, неутомимого труда и, наконец, год за границей, проведенный в предчувствиях смерти,-- вот н вся биография Добролюбова" {Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем, т. XII. М., 1953, с. 289.}. Если вдуматься -- это же умопомрачительно: всего четыре года литературного труда в возрасте от 20 до 24, но эти четыре года, писал Чернышевский, "он стоял во главе русской литературы,-- нет, не только русской литературы,-- во главе всего развития русской мысли" {Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. VII. М., 1950, с. 852.}. Впрочем, не только эти четыре года, не только в пору знаменитых 60-х годов XIX века, но и все последующие годы Добролюбов, вкупе с Белинским, Чернышевским, Герценом и Писаревым, корифеями русской революционно-демократической мысли, стояли духовно и нравственно во главе великой русской...
    4. Перепевы (Стихотворения Обличительного поэта)
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: что одни печатают пустенькие стишки без поэзии, вполне сознавая их отрицательный смысл, а другим этого сознания недостает. Оттого, например, Пр. Вознесенский, Знаменский, Гейне из Тамбова, Амос Шишкин, Обличительный поэт и пр. и пр. не имеют претензий на поэтическое творчество: их дело -- перефразировка и пересмеиванье общих мест и всяких нелепостей, забравшихся в поэзию; а гг. Аполлон Капелькин, Апухтин, Крестовский, Лилиеншвагер, Розенгейм, Зорин, З. Тур, Случевский, Кусков, Пилянкевич, Вейнберг, Кроль, Попов и пр. и пр. полагают, наверное, что они, между прочим, горят небесным огнем и призваны поведать миру нечто художественное. Может быть, со временем, они и действительно что-нибудь поведают, так как они все только еще начали свою литературную карьеру на нашей памяти; но мы не хотим заглядывать в будущее, а говорим о настоящем. В настоящем же трудно решить, кому отдать преимущество -- этим ли добродушным юношам, серьезно и искренне творящим свои стихи, или тем господам, которые не занимаются версификациею иначе, как насмех. У тех и других замечаем мы отсутствие душевного жара, недостаток страсти убеждения, много чужого, ничего собственного; те и другие одинаково повторяют зады, те и другие одинаково ненужны, бесполезны, ничтожны. У одних, правда, можно заметить (если очень внимательно и снисходительно всматриваться) порыв к чему-то, желание что-то выразить, хоть и неудачное...
    5. Повести и рассказы С. Т. Славутинского
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    Часть текста: наших занимал тогда вопрос: "Может ли простонародная жизнь быть введена собственно в литературу, без всякого ущерба для истины, цвета и значения своего?" Один из глубокомысленнейших тогдашних критиков решил этот вопрос отрицательно на том основании, что "искусство имеет свои незыблемые правила, сохранение которых рядом с случайным, жестким ходом жизни -- невозможно; ибо какая есть возможность произвести эстетический эффект и в то же время целиком выставить быт, мало подчиняющийся вообще эффекту?" 1 Воззрение это до сих пор тайком сохраняется некоторыми и еще недавно выразилось, например, осуждением всех комедий Островского, как противных условиям искусства и слишком уж близких к жизни. Любопытствующие могут еще долго, вероятно, любоваться, как это воззрение через неправильные промежутки продолжает прорываться грязным волканом в "Нашем времени" 2 . Но что странно до неприличия в наше время, то было очень простительно семь лет тому назад, и мы вполне оправдываем глубокомысленного критика, вспомнивши о его затруднительном положении в виду простонародных рассказов того времени. Нужно вам сказать о происхождении тогдашней страсти к подобным рассказам, чтобы вы удобнее могли понять, почему мы критика считаем правым и даже весьма проницательным в этом случае. Семь лет тому назад о крестьянском вопросе не было и помину, следовательно рассказы о жизни крестьян (разумеется, без всякого отношения к их юридическим правам, или, правильнее сказать, обязанностям) никого не могли задевать за живое, никому не досаждали. А все ...
    6. Очерки и рассказы И. Т. Кокорева
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: он знал в мельчайших подробностях и которой умел сочувствовать. Но через два года потом (в 1854 г.) Кокорев умер, ожидания остались невыполненными; о смерти молодого писателя было несколько строк в том журнале, где он участвовал; редакция журнала обещала в скором времени издать его сочинения; но потом, как водится, забыли и о Кокореве, забыли и об обещании редакции (забытом ею самой), забыли и о самом журнале, который тоже скончался, недолго пережив своего талантливого сотрудника 1 . Теперь снова представляется случай вспомнить о Кокореве; вышли его сочинения, изданные, впрочем, не редакциею "Москвитянина", а одним из товарищей покойного -- В. А. Дементьевым. Эти три бедно и серо изданные томика наводят на мысли очень невеселые. В них человек, хотя несколько знакомый с закулисной жизнью журналистики, ясно читает грустную историю гибели таланта. Люди, находившие в Кокореве зародыши сильного дарования, ценившие его горячую любовь к работящим беднякам нашим, большею частию и не предполагали тех обстоятельств, которые служили у него источником этой любви, но вместе с тем и препятствовали свободному развитию его дарования. Строгие эстетические ценители хотели, чтоб он дольше вынашивал в душе свои произведения, давал...
    7. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова. Глава 4
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    Часть текста: редактора и руководителем всей архивной, текстологической и комментаторской работы, связанной с новым изданием, был (с 1932 г. по 1937 г.) Ю. Г. Оксман. Три последних тома редактировал Б. П. Козьмин. К участию в издании привлечены были Б. Я. Бухштаб, И. И. Векслер, В. В. Данилов, М. М. Калаушин, В. В. Мияковский, Н. И. Мордовченко, А. В. Предтеченский, С. А. Рейсер, Н. Л. Степанов, Н. М. Чернышевская, С. Я. Штрайх, И. Г. Ямпольский и некоторые другие историки и литературоведы. Биографический очерк "Н. А. Добролюбов", открывавший первый том, написал М. М. Клевенский, вводную статью "От редакции" - Ю. Г. Оксман. Вступительные статьи к следующим томам принадлежали П. И. Лебедеву-Полянскому ("Литературно-критическая деятельность Добролюбова", "Основы мировоззрения Добролюбова", "Н. А. Добролюбов и его политическая программа") и Б. Я. Бухштабу ("Н. А. Добролюбов-поэт"). По мысли главного редактора, новое издание, рассчитанное на шесть больших томов, должно было опираться на принципы публикации текста, установленные в двух последних изданиях сочинений Добролюбова, а в своей композиции повторить тематическое объединение материалов, осуществленное в девятитомнике Е. В. Аничкова. От реализации последнего условия шеститомник удалось частично избавить (статьи и рецензии...
    8. Благонамеренность и деятельность (Повести и рассказы А. Плещеева)
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    Часть текста: Указанный нами весьма достоверный факт говорит, конечно, не в пользу особенной оригинальности и яркости таланта автора, да и сам он, очевидно, не претендует на эти качества. Следовательно, и мы можем уволить себя от скучнейших эстетических рассуждений о достоинствах и недостатках собственно литературного таланта г. Плещеева. Мы это делали не раз и при обозрении литературной деятельности других писателей; но за иных на нас вскидывались приверженцы "вечных" красот искусства, полагающие, что о произведениях, например, гг. Тургенева или Майкова нельзя рассуждать иначе как прикидывая к ним шекспировскую и дантовскую мерку. За г. Плещеева никто, кажется, не подымется на нас: всякий понимает, что смешно, говоря об обыкновенных журнальных рассказцах, становиться на ходули и, спотыкаясь на каждом слове, важно возвещать автору и читателям сбивчивые принципы доморощенной эстетики. Мы полагаем, что этот беззубый прием неприличен также и при разборе повести г-жи Кохановской, "Первой любви" Тургенева, "Тысячи душ" г. Писемского и т. п....
    9. Сочинения В. Белинского
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: только что явилась к нам из Москвы. Наконец сочинения Белинского издаются! Первый том уже напечатан и получен в Петербурге; следующие, говорят, не замедлят. Наконец-то! Наконец-то!.. Чт о бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развилась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшением. До сих пор его влияние ясно чувствуется на всем, что только появляется у нас прекрасного и благородного; до сих пор каждый из лучших наших литературных деятелей сознается, что значительной частью своего развития обязан, непосредственно или посредственно, Белинскому... [В литературных кружках всех оттенков едва ли найдется пять-шесть грязных и пошлых личностей, которые осмелятся без уважения произнести его имя.] Во всех концах России есть люди, исполненные энтузиазма к этому гениальному человеку, и, конечно, это лучшие люди России!.. Для них, наверно, ни одна из наших новостей не могла быть столь радостною, как издание сочинений Белинского. Давно мы ждали его и наконец дождались! Сколько счастливых, чистых минут снова напомнят нам его статьи,-- тех минут, когда мы полны были юношеских беззаветных порывов, когда энергические слова Белинского открывали нам совершенно новый мир знания, размышления и деятельности! Читая его, мы забывали мелочность и пошлость всего окружающего, мы мечтали об иных людях, об иной деятельности и искренне надеялись...
    10. Стихотворения Н. М. Языкова
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: и написанное о нем в разных периодических и других изданиях. Две части. СПб. 1858 г. Языков -- тоже славянофил в своем роде, и вот почему нисколько не удивительно, что г. Перевлесский, издавший уже славянскую грамматику и хрестоматию (в которую, впрочем, не попал Языков), издает, между прочим, и Языкова. Стихотворения этого "певца вина и страсти нежной" до того нравятся г. Перевлесскому, что он, не довольствуясь одним разом, считает нужным, для удовольствия читателей, напечатать некоторые из них два раза в одной и той же книжке. Так, напр., в 1-й части, на стр. 4-й напечатаны три элегии 1 , а на стр. 94--95 той же части -- те же элегии, только уж каждая порознь. На стр. 96-й 1-й части -- послание Т-ву, а на стр. 296-й 2-й части -- то же послание с заглавием: "Татаринову". Из этого видно, что желание некоторого библиографа, чтобы все русские поэты изданы были так же тщательно, как теперь Языков,-- не совсем справедливо. Впрочем, издание г. Перевлесского хорошо тем, что в нем помещены все статьи, какие были писаны по поводу стихотворений Языкова. Вместе со статьями гг. Погодина, Шевырева, Ксенофонта Полевого тут же есть и отзыв Белинского, который повторять нет нужды 2 . Для...