• Приглашаем посетить наш сайт
    Пересказы (kratko.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1911"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
    Поиск  
    1. Гopбанев Н.: Г. В. Плеханов и Н. А. Добролюбов
    Входимость: 12. Размер: 51кб.
    2. Полянский В.: Добролюбов Николай Александрович
    Входимость: 5. Размер: 50кб.
    3. Венгеров С.: Добролюбов Николай Александрович (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона)
    Входимость: 5. Размер: 35кб.
    4. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова. Глава 2
    Входимость: 5. Размер: 32кб.
    5. Проект социально-политической программы
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    6. Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества
    Входимость: 3. Размер: 78кб.
    7. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий
    Входимость: 3. Размер: 73кб.
    8. Мое призвание к педагогическому званию
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    9. Мысли об учреждении открытых женских школ
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    10. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Чернышевский Н. Г. (Материалы, воспоминания, письма)
    Входимость: 2. Размер: 78кб.
    11. Торжество благонамеренности (или обвиненный "Современник" и оправданный г. Громека в деле о неуважении еврейской народности)
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    12. Современное обозрение (Сочинение барона Корфа "Восшествие на престол императора Николая I")
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    13. Об училищах и учебных заведениях в России вообще, а о первом народном училище в особенности (вариант 2)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    14. Природа и люди. Книга 1, выпуск I.
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    15. Заволжские очерки графа Н. С. Толстого
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    16. История рыцарства (вариант 2, Сочинение Руа. Перевод с французского)
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    17. Забавы для детей первого возраста. Детские игры для детей первого возраста
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    18. О древнеславянском переводе хроники Георгия Амартола. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    19. Записки об осаде Севастополя Н. Берга. Два тома. Севастопольские воспоминания артиллерийского офицера. Соч. Е. Р. Ш-ова
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    20. Стихотворения первой молодости Е. Вердеревского. Песни, думы, послания. От Зауралья до Закавказья. Юмористические, сентиментальные и практические письма с дороги Е. Вердеревского
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    21. Известие
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    22. У пристани (Роман в письмах графини Евдокии Ростопчиной)
    Входимость: 2. Размер: 55кб.
    23. Московские элегии M. Дмитриева
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    24. Статья "Times" о праве журналов следить за судебными процессами
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    25. Отчет Императорской публичной библиотеки за 1857 год
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    26. Политика (вариант 2)
    Входимость: 2. Размер: 79кб.
    27. Стихотворения В. Л. Баева. Отголоски, стихотворения Николая Гербеля, в двух частях. Стихотворения Л. К. Панютина. Стихотворения Александра Розенштрема, артиста императорских СПб. театров Стихотворения Д. Сушкова. Мицкевич в Переводе Омулевского. Сонеты
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    28. Сорок повестей для детей
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    29. Однажды, кажется в "Москвитянине"...
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    30. О необходимости построить науку о слоге на грамматических основаниях (Сочинение Виктора Баева)
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    31. Всеобщая древняя история в рассказах для детей (Сочинение Анастасии Деревицкой)
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    32. О Виргилиевой "Энеиде" в русском переводе г. Шершеневича. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    33. Московский университетский благородный пансион и воспитанники московского университета, гимназий его, университетского благородного пансиона и дружеского общества
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    34. Руководство к изучению словесности и к практическому упражнению в сочинениях (вариант 1)
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    35. Новое назначение "Свистка"
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    36. Александр Сергеевич Пушкин
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    37. Русский иллюстрированный альманах
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    38. Внутреннее обозрение (вариант 2). Примечания
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    39. Маменькины уроки, или всеобщая история в разговорах для детей (Соч. А. Ишимовой)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    40. Очерк исторического исследования о царе Борисе Годунове. Димитрий Самозванец. Драма. Сочинение Н. Полозова
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    41. Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    42. О стихотворениях Фета
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    43. Отчет С. -Петербургского университета за 1858 год
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    44. Сборник избранных мест из произведений современных русских писателей
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    45. Природа и люди. Выпуск II.
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    46. О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика и откуда пришел Рюрик и его варяги Александра Васильева
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    47. Из Турина. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    48. Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1858 год
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    49. Дифирамб земле русской
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    50. Шиллер в переводе русских поэтов (изданный под редакциею Н. В. Гербеля. Части II и III)
    Входимость: 2. Размер: 13кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Гopбанев Н.: Г. В. Плеханов и Н. А. Добролюбов
    Входимость: 12. Размер: 51кб.
    Часть текста: полные ответы на вопросы о том, как оценивал зачинатель марксизма в России деятельность крупнейшего представителя русской революционно-демократической мысли и какое значение имело добролюбовское наследие в его собственной литературной деятельности. Однако и помимо этих двух выступлений Плеханов обращался к имени и трудам Добролюбова неоднократно, в разное время и по разным поводам, особенно часто -- в периоды обострения идейной борьбы вокруг наследия революционных демократов. Первый такой период приходится на 1890-е годы, на время споров между русскими марксистами и народниками по проблеме: "от какого наследства мы отказываемся" и "какое наследство мы принимаем"? Развенчивая созданную народниками во главе с Н. К. Михайловским легенду об "отказе" "русских учеников" Маркса от наследства, Плеханов следующим образом определял позицию последних: "От шестидесятых годов нам досталось различное наследство. Мы унаследовали от них, например, идеи Добролюбова и его друзей. Я приглашаю г. Михайловского показать, где и...
    2. Полянский В.: Добролюбов Николай Александрович
    Входимость: 5. Размер: 50кб.
    Часть текста: становится постоянным сотрудником журнала «Современник» (см.). «Бедное полуголодное ученье; потом четыре года лихорадочного неутомимого труда и, наконец, год, проведенный в предчувствиях смерти, вот и вся биография», — сказал Некрасов над могилой своего друга. Действительно, внешними событиями жизнь Добролюбова небогата, она глубока и поучительна своим внутренним содержанием. В семинарии Д. был хорошим богословом, глубоко религиозным человеком, но уже в 18 лет он политически созревает, воспитывая в себе ненависть ко всему, что стоит на пути прогресса, что поддерживает рабство духа, порабощение страны. От православия Д. пришел к левому гегельянству, к Фейербаху; из защитника консервативной законности и безответности он вырос в стойкого, последовательного писателя-революционера. В письме к Лаврскому [1856] он так и пишет: «В продолжение двух лет я все воевал со старыми врагами, внутренними и внешними. Вышел на бой без заносчивости, но и без трусости, — гордо и спокойно. Взглянул я в лицо моей этой загадочной жизни и увидел, что она совсем не то, о чем твердили о. Паисий и преосвященный Иеремия. Нужно было итти против прежних понятий и против тех, кто внушал их... Я пошел сначала робко, осторожно, потом смелее, и, наконец, перед моим холодным упорством склонились и пылкие мечты и горячие враги мои. Говорят, что мой путь смелой правды приведет меня когда-нибудь к гибели. Это очень может быть, но я сумею погибнуть не даром». Такой резкий перелом и за такое короткое время, естественно, возможен только при величайшем напряжении внутренней жизни, мысли и чувства. Д. умер 25 лет. Несмотря на такую молодость, он уже четыре года стоял во главе русской литературы. Идя по пути Белинского, Д. ясно осознал процесс экономического и политического развития России, значение буржуазных революций, сущность утопического социализма, роль в историческом...
    3. Венгеров С.: Добролюбов Николай Александрович (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона)
    Входимость: 5. Размер: 35кб.
    Часть текста: из написанных им перед самой смертью стихотворений ("Пускай умру, печали мало"). С горьким предчувствием выражал он здесь свои опасения: "Чтоб под могильною землею не стал любви предметом я, чтоб все, чего желал так жадно и так напрасно я живой, не улыбнулось мне отрадно над гробовой моей доской". А вышло как раз так. Слава, влияние, всеобщее сочувствие - все это пришло к Добролюбову только после смерти; при жизни он только безответно стремился к горячей привязанности, знал, главным образом, одни только муки творчества; торжество его идей чуть-чуть только стало обозначаться, и общий облик его подтачиваемой злою болезнью и заботами жизни был подавляюще-мрачный. - Добролюбов родился 24 января 1836 г. в Нижнем Новгороде, где отец его состоял священником. Семья его была из достаточных; многие из товарищей Добролюбова по бурсе, дети дьячков и сельских священников, не решались даже приходить в его дом, как чересчур для них важный и знатный. Но у отца Добролюбова была страсть строить дома; благодаря этому он был вечно озабочен и, отнюдь не будучи злым, изливал на семью горечь многочисленных деловых неудач своих. К сыну он поставил себя в такие отношения, что тот, оказывая ему не только наружно, но и в глубине души самую полную...
    4. Оксман Ю. Г.: Старые и новые собрания сочинений Н. А. Добролюбова. Глава 2
    Входимость: 5. Размер: 32кб.
    Часть текста: краха фирмы "Деятель" в 1914 г., в связи с обстоятельствами военного времени). Внеся в широкий литературный оборот много неизвестных ранее материалов, оба эти издания не обеспечили, однако, ни действительной полноты, ни необходимой точности публикаций произведений Добролюбова, ни их научного комментирования 8 . Редактором четырехтомного Полного собрания сочинений Н. А. Добролюбова, выпущенного издательством А. С. Панафидиной в С. -Петербурге в 1911 г., был М. К. Лемке, известный исследователь русского революционного движения, печати и общественной мысли первой половины XIX в. В осуществленном им издании Лемке шел по следам четырехтомника Чернышевского, широко популяризируя опыт работы своего великого предшественника и опираясь, как это ему казалось, именно на его методы решения основных текстологических проблем. Правда, новый исследователь литературного наследия Добролюбова, не обладая необходимыми специальными знаниями, сильно упростил стоявшие перед ним источниковедческие задачи, что, в свою очередь, далеко не обеспечило правильного решения им ни вопроса об основном тексте сочинений критика, ни еще более сложной проблемы атрибуции анонимных статей и рецензий в "Современнике" периода участия в нем Добролюбова. "Те сочинения, которые вошли в первое собрание, - писал Лемке, характеризуя в предисловии к своему изданию четырехтомник 1862 г., - приведены в нем иногда значительно полнее,...
    5. Проект социально-политической программы
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    Часть текста: заняться им, потому что без сознания цели невозможно избрать правильного пути к ней и верных средств к ее достижению. Правда, русскому, томящемуся в пытке беззаконного рабства, цель, по-видимому, ясна: свобода... Но дали ли вы себе труд подумать, что же такое свобода? Тысячи мнений существуют на этот счет, и нужно определить, какого именно держаться! Одни свободою считают право делать все, что только придет в голову, без всякого отчета и закона другие же понимают под свободою добровольное подчинение своих стремлений воле божией. Между этими полюсами вертится множество больших и малых кругов, сообщающих убеждениям большую или меньшую теплоту и ясность. Для одних свобода -- право не давать никому отчета в своих поступках, для других -- возможность пользоваться правами личности, для третьих -- удобство говорить безнаказанно грубости всем и каждому, для четвертых -- дозволение ходить без веревки на шее, для пятых -- безопасность от телесного наказания, для шестых -- вольность говорить и писать что вздумается, для седьмых -- удовольствие не принимать ничьих мнений, навязывая всем свои собственные, для восьмых -- покойное сосредоточение в себе, с отречением от участия во всех чужих делах, для девятых... Но, повторяем, мнений этих тысячи. В чем же вы, русские ревнители свободы, полагаете цель наших стремлений? В каком смысле вы хотите быть свободными? Конституция ли вам нужна, шили может и монархизм оставаться? Или вы желаете республики? Так -- какой же? Огромной ли, вроде римской, чтобы вся Россия составляла одно целое? Или маленькой, разделенной по областям и городам, -- вроде мелких греческих государств или Соединенных Штатов?-- Будет ли вам аристократическое правление выгоднее, или...
    6. Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества
    Входимость: 3. Размер: 78кб.
    Часть текста: ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества Иезуитская недобросовестность повсюду вошла в пословицу; имя иезуита сделалось почти синонимом названия мошенника. Против них гремели всенародные проклятия, устраивались тайные интриги, издавались папские буллы, предпринимались полицейские меры, распространялись памфлеты, сочинялись сотни дискурсов, писем, мемуаров, с бездною ученых цитат и соображений, с глубиною истинного благочестия и с негодованием оскорбленной нравственности. На них восставали и монахи и светские -- и православные, и протестанты, и католики -- и короли и республиканцы. Разобрали по ниточке всю хитросплетенную сеть их учения, вывели их на свежую воду и в романах, имевших десятки изданий и переведенных едва ли не на все европейские языки, и в драмах, возбуждавших неистовство публики, и в публичных лекциях, за которые брались самые отличные люди ученой Европы, одни из передовых двигателей мысли и науки, как, например, Мишле... 1 * И все это понапрасну! Иезуиты до сих пор здравствуют, пропагандируют как нельзя лучше, забирают в свои руки будущее поколение некоторых стран Западной Европы, и -- вечно изменяющиеся, но вечно те же -- являются беспрестанно в тех местах, где никто и не расположен подозревать их присутствия. Что же бы это значило? Неужели народы Европы так глупы, что после всех указаний, после всех обличений, обращенных на иезуитов даровитейшими людьми всех времен новой европейской истории, -- всё еще не могут понять этого мрачного, вредного, безнравственного ордена?.. Неужели целые массы, жаждущие благочестия и просвещения, так малого нем размышляют, что готовы поддаться первому обольстительному слову иезуита, не обращая внимания на все ужасы, какие рассказываются об этом ордене? В таком случае Европа нынешнего времени стояла...
    7. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий
    Входимость: 3. Размер: 73кб.
    Часть текста: названия периодических изданий и все личные имена, упомянутые прямо или косвенно в текстах воспоминаний. При именах авторов перечисляются упоминаемые в тексте и комментариях названия принадлежащих им произведений, а также литературные персонажи. Произведения эпические и фольклорные, а также анонимные и коллективные, приводятся в алфавите своих названий. Ссылки на страницы вступительной статьи и комментариев набраны курсивом. Имена и названия, встречающиеся только в статье и комментариях, в указатель не включены. Указатель составлен А. М. Малаховой. А. В. -- см. Востоков А. Б. Авенариус Николай, студент Главного педагогического института, однокурсник Добролюбова -- 117, 345 "Освобождение диких зверей из зверинцев" -- 345--346 Аверкиев Дмитрий Васильевич (1836--1905; см. о нем с. 349-350) -- 11, 19, 138--139, 332 Агафонович, профессор богословия из Костромы -- 123 Адлерберг Владимир Федорович, граф (1791--1884), управляющий почтовым департаментом в 1842--1857 гг., в 1852--1870 гг. -- министр императорского двора и уделов -- 77, 340, 342 "Акт X выпуска студентов Главного педагогического института" -- 85 Александр II (1818--1881), российский император с 1855 г. -- 18, 65, 67, 68, 72, 75-77, 82, 83, 340, 342 Александра Федоровна, двоюродная сестра Н. А....
    8. Мое призвание к педагогическому званию
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    Часть текста: У многих не стает терпения на этом трудном поприще, но о себе, по крайней мере в настоящую минуту, я могу сказать, что меня не остановит это препятствие. Неутомимо и твердо, с непременною решимостью, с любовью и с чистым желанием добра своим слушателям хотел бы я проходить свое служение -- и совершенно уверен, что ревность моя не может остаться совершенно напрасною... Одно смущает меня: я слаб, молод, неопытен. Как могу я передавать новые истины новому поколению, когда я сам только еще вступаю в жизнь, только еще жажду просвещения? Но для того-то и прихожу я в это святилище науки, чтобы в нем приготовить себя к совершенному прохождению своей должности; чтобы здесь в продолжение нескольких лет приучить себя к мысли быть наставником юношества -- мне, юноше. Не знаю, как примет меня избранное мною место воспитания, но я с радостью вступаю в него и в своем будущем желаю только того, чтобы мои будущие слушатели смотрели на меня хоть вполовину так хорошо, как я теперь -- на всех моих будущих наставников.  ПРИМЕЧАНИЯ   УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ Аничков -- Н. А. Добролюбов. Полное собрание сочинений под ред. Е. В. Аничкова, тт. I--IX, СПб., изд-во "Деятель", 1911--1912. Белинский -- В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, тт....
    9. Мысли об учреждении открытых женских школ
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    Часть текста: прекрасно воспитывать детей и обучать их разным наукам и искусствам. Обойтись без ученья теперь решительно нет никакой возможности, и хотя многие папеньки втайне и сожалеют о временах Простаковых, но все уже понимают грустную и тем не менее настоятельную необходимость тратиться на воспитание своих сынков. "Теперь уж не старые годы, -- слыхали мы рассуждения таких родителей, -- без ученья ничего не добьешься, никакой карьеры не сделаешь, особенно коли капитала большого нет. А там выйдешь из университета или, еще лучше, из лицея, из Училища правоведения -- так и чины раньше получать будешь, и должность лучше займешь, и повышение скорее заслужишь, и у начальства не то значение имеешь, и все..." Нельзя не порадоваться на благоразумие чадолюбивых родителей, и нельзя не одобрить их благородного порыва при первой возможности отдать сына в какое-нибудь доступное для них казенное учебное заведение, где и наукам обучают всяческим, и воспитывают прекрасно, и права дают значительные, снимая таким образом с родительского сердца всю тяжесть забот не только о воспитании, но и о будущности сына. Практические следствия нежных забот о воспитании мальчиков очевидны для всякого. Но тут же рядом поражает нас явление крайне странное, крайне несовместное с нравами и понятиями нашего общества: папеньки и маменьки хлопочут также и о воспитании дочерей своих. Этого явления мы уж решительно не умеем объяснить. Ну, к чему девочкам образование, скажите на милость. К чему? Какую практическую пользу могут они извлечь из наук, которым их обучают? На государственной службе они ведь не состоят, а если и состоят, так чинов не получают, ...
    10. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Чернышевский Н. Г. (Материалы, воспоминания, письма)
    Входимость: 2. Размер: 78кб.
    Часть текста: программы, он все силы свои обращал на исполнение той части ее, которая могла быть осуществлена непосредственно, чтобы эта частная перемена служила средством для осуществления дальнейших замыслов. Пользуясь представившимся фактом его жизни, я хочу представить пример свойственного ему хода мыслей. Ряд их начинается конкретным фактом: умерла женщина, смертью которой расстроена жизнь многих людей, и навсегда опечалены некоторые из них. Она умерла от неудовлетворительности отношений, в которые была поставлена. Не годится, чтобы оставалось так. Обстановка человеческой жизни должна быть изменена, чтобы не умирали преждевременно люди. Но в этом общем стремлении к пересозданию всей человеческой жизни остается ему памятен частный факт, возбудивший все стремление в нем. Дело шло о женщине, для которой теперь все зависит от семейных отношений. А в семейных отношениях тяжеле всего теперь грубость отношений всякого старшего к младшим. Потому ненависть сосредоточивается на грубом авторитете, господствующем над патриархальною семьею. Вот объяснение страстной силы, с какою восставал Николай Александрович против него, заклеймив его именем самодурства. Из сердца, обливавшегося кровью, лились его слова. Когда он писал, перед его мыслью неотступно стояли конкретные факты действительной жизни, стояли фигуры людей, с которыми он сроднился в жизни, скорбь которых он прочувствовал. Его статьи -- как будто эпилоги к биографическим и автобиографическим рассказам. <...> Он был человек чрезвычайно впечатлительный, страстный, и чувства его были порывисты, глубоки, пылки. Мне довольно часто попадались люди, мучащиеся...