РОМАНС
МИХАИЛУ ПЕТРОВИЧУ ПОГОДИНУ
(от рыцаря Свистопляски)
Когда б он знал, что рыцарь Свистоплялки
Невольно с ним сливается душой
И больше рад его ученой ласке.
Чем он был рад, музей продавши свой.
Когда б он знал, как мил мне "Москвитянин".
Где всяк писать из чести был бы рад!
Его порыв к востоку, на Царьград.
Когда б он знал! Когда б он знал!..
Когда б он знал, как слог его прилежно
Я в "Путевых заметках" изучал.
Его статью я в "Парусе" читал!
Когда б он знал, что в спичах затрапезных
Меня живит его вертлявый тон
И что из всех ораторов полезных
Когда б он знал, в борьбе о жмудском деле,
Что уж во мне романс ему созрел!
Решась сказать, что все уж мы созрели.
Когда б он знал, что тут и я сидел!
1860
Примечания
Романс М. П. Погодину. "Наука и свистопляска". Оно написано в виде пародии на популярный в то время романс на слова Е. П. Растопчиной "Когда б он знал, что пламенной душою С его душой сливаюсь тайно я". "Рыцарями свистопляски" Погодин назвал деятелей "Современника" в открытом письме Костомарову с вызовом на диспут. ... Музей продавши свой. Погодин продал ^ правительству составленное им "древлехранилище", т. е. музей рукописных и археологических памятников, за пятьсот тысяч рублей. "Москвитянин", Где всяк писать из чести был бы рад. Погодин был известен своей скупостью. Участникам своего журнала "Москвитянин" он почти ничего не платил.... В "Путевых заметках"... Имеется в виду книга Погодина "Год в чужих краях. Дорожный дневник" (М., 1844), часто приводившаяся как пример бессодержательных и бессвязных путевых записок и1 пародированная Герценом под заглавием "Путевые записки г. Вёдрина". Его статью я в "Парусе" читал. Появление в славянофильской газете "Парус" (1859, No 2) статьи Погодина "Прошедший год в русской истории" было основной причиной запрещения газеты. Несмотря на монархически-шовинистическую позицию автора, в статье было усмотрено "едкое унижение нашей внешней политики" и "вмешательство, частного лица в виды и соображения правительства, несообразное с началами нашего государственного и общественного устройства". О Кокореве см. примечание к стихотворению "Наш демон". В борьбе о жмудском деле. Костомаров (отстаивал жмудское (литовское) происхождение варягов, Погодин - норманское. Решась сказать, что все уж мы созрели... На диспуте Погодин сказал, что интерес, проявленный к диспуту обществом, "представляет доказательство, что мы созрели для рассуждения, для участия в вопросах всех родов для нас важных и нужных, теоретических и практических".