• Приглашаем посетить наш сайт
    Аксаков К.С. (aksakov-k-s.lit-info.ru)
  • Раскаяние Конрада Лилиеншвагера

    РАСКАЯНИЕ КОНРАДА ЛИЛИЕНШВАГЕРА

    Известно, что г. Лилиеншватер своим смелым и звучным стихом воспел в апреле месяце "беса отрицанья и сомненья", который вовсе не должен был бы и носа показывать в публику в настоящее время, когда (как очевидно из примера акционеров общества "Сельский хозяин") все созидается на взаимном доверии и сочувствии. За непростительную дерзость г. Лилиеншвагера досталось и нам и ему в No 95 "Московских ведомостей". Мы, разумеется, тотчас же сказали, что наше дело сторона, и тем себя немедленно успокоили. Но г. Лилиеншвагер, как пылкая, поэтическая и притом почти немецкая натура, принял упреки "Московских ведомостей" очень близко к сердцу, и - кто бы мог это подумать? - в убеждениях его совершился решительный перелом. Как Пушкин отрекся от своего "Демона", вследствие некоторых советов из Москвы, так и г. Лилиеншвагер отрекся от своего" беса и сделался отныне навсегда (до первой перемены, разумеется) верным и нелицемерным певцом нашего прогресса. Вот стихотворение, которым ознаменовал он момент своего раскаяния:

    МОЕ ОБРАЩЕНИЕ

    Во дни пасхальных балаганов
    Я буйной лирой оскорблял
    Прогресса русского титанов
    И нашу гласность осмеял.

    Но от стихов моих шутовских
    Я отвратил со страхом взор,
    Когда в "Ведомостях Московских"
    Прочел презрительный укор.

    Я лил потоки слез нежданных
    О том, что презрен я в Москве...
    Себе, в порывах покаянных,
    Надрал я плешь на голове!..

    Но плешью приобрел я право
    Смотреть на будущность светло!
    С тех пор, не мудрствуя лукаво,
    Я прояснил свое чело:


    И, полн святого забытья,
    Неслышной поступи прогресса
    С благоговеньем внемлю я...

    Конрад Лилиеншвагер

    1856

    Раскаяние Конрада Лилиеншвагера"В часы забав иль праздной скуки". Добролюбов проводит аналогию между этим стихотворением, вызванным стихами московского митрополита Филарета ("Не напрасно, не случайно"), полемически направленными против стихов Пушкина ("Дар напрасный, дар случайный"), и своей пародией, в которой Конрад Лилиейшвагер якобы раскаивается в дерзком стихотворении "Наш демон", прочтя "письмо в редакцию" "Московских ведомостей" (No 95 за 1859 г.) с оценкой "Свистка" как "литературного мальчишества и паясничества". Во дни пасхальных балаганов,.. В упомянутом "письме в редакцию" "Свисток" назван "балаганным отделом "Современника" (возобновленным, вероятно, по случаю недавних праздников)".

    Разделы сайта: