• Приглашаем посетить наш сайт
    Плещеев (plescheev.lit-info.ru)
  • Наш демон

    НАШ ДЕМОН

    (Будущее стихотворение)

    В те дни, когда нам было ново
    Значенье правды и добра
    И обличительное слово
    Лилось из каждого пера;
    Когда Россия с умиленьем
    Внимала звукам Щедрина
    И рассуждала с увлеченьем,
    Полезна палка иль вредна;
    Когда возгласы раздавались,
    Чтоб за людей считать жидов,
    И мужики освобождались,
    И вред был сознан откупов;
    Когда Громека с силой адской
    Всё о полиции писал;
    Когда в газетах Вышнеградский
    Нас бескорыстьем восхищал;
    Когда мы гласностью карали
    Злодеев, скрыв их имена,
    И гордо миру возвещали,

    Когда для Руси в школе Сэя
    Открылся счастья идеал
    "Атенея"
    Искусства светоч возжигал;

    В те дни, исполнен скептицизма.
    Злой дух какой-то нам предстал
    И новым именем трюизма

    Не знал он ничего Святого:
    Громекой не был увлечен,
    Не оценил комедий Львова,
    Не верил Кокореву он.

    Проценты ростом называл
    И мефистофелевским свистом
    Статьи Вернадского встречал.
    Не верил он, что нужен гений,

    Среди серьезных наших прений, -
    Нужна ли грамотность иль нет...
    Он хохотал, как мы решали,


    Что жид есть тоже человек.
    Сонм благородных протестантов
    Он умиленно не почтил
    И даже братьев Милеантов

    Не оценил он Розенгейма,
    Растопчину он осмеял,
    На всё возвышенное клейма
    Какой-то пошлости он клал.

    Гром обличительных статей,
    И публицистов наших страстность,
    И даже самый "Атеней", -
    Всё жертвой грубого глумленья

    Бес отрицанья, бес сомненья,
    Бес, отвергающий прогресс.

    Конрад Лилиеншвагер

    [1859]

    . См. вступительную статью, стр. XXIV-XXV. Литературные явления, упомянутые в стихотворения, почти сплошь те же, которые рассматриваются в статье Добролюбова "Литературные мелочи прошлого года", написанной незадолго до стихотворения. Когда Россия с умиленьем Внимала звукам Щедрина. Несколько ироническое отношение Добролюбова к шумному успеху высоко оцененных им "Губернских очерков" (1856-1857) объясняется тем, что это произведение положило начало вскоре совершенно измельчавшей "обличительной литературе", с которой Добролюбов боролся. С. С. Громека - либеральный публицист, бывший жандармский офицер, поместил в 1857-1859 гг. в "Русском вестнике" ряд обличительных статей о полиции, имевших громкий успех. Когда в газетах Вышнеградский... В статье "Русские в доблестях своих" (в "Свистке") Добролюбов высмеивает начальника петербургских училищ для приходящих девиц Н. А. Вышнеградского, печатно "просящего, чтобы ему не давали взяток". Когда мы гласностью карали Злодеев, скрыв их имена. Добролюбов постоянно издевался над "анонимностью" обличений, т. е. над манерой скрывать подлинные имена виновников под инициалами или выдуманными именами. Ж. -Б. Сэй - известный французский экономист школы Адама Смита. "Атеней" - литературный журнал, издававшийся в 1858-1859 гг. в Москве, под ред. Е. Ф. Корша. В заметке "Атенейные стихотворения" Добролюбов показал слабое качество стихов, печатавшихся в "Атенее". Н. М. Львов - автор либеральных комедий, оценивался Добролюбовым как "благонамеренно-бестолкавый фразер". В. А. Кокорев - миллионер-откупщик и либеральный публицист, деятельность которого "Современник" систематически разоблачал. Экономисты - буржуазная школа в политической экономии; в марксистской терминологии - "вульгарные экономисты". И. В. Вернадский - один из русских представителей этой школы; с ним неоднократно полемизировал Чернышевский. Нужна ли грамотность иль нет. В 1856-1857 гг. В. И. Даль напечатал ряд статей о вреде для народа "грамотности без просвещения". Полемика длилась и в 1858 г. Чтоб мужика не барин сек. Имеется в ввиду журнальная полемика 1858 г. о том, имеют ли право помещики наказывать розгами временнообязанных крестьян или должны предоставить сечение сельскому управлению. Протестанты - участники протеста против клеветы журнала "Иллюстрация", который объявил двух литераторов-евреев, принявших участие в полемике о расширении гражданских прав евреев, "агентами жида N, который не жалеет золота". Протест подписало около 150 литераторов, в том числе много никому не известных, как упоминаемые В. Милеант и Е. Милеант. Добролюбов отнесся к протесту как к либеральной шумихе. Он писал: "Зачем это, - думал я, - русские ученые к литераторы ополчились в крестовый поход для доказательства того, что клевета гнусна?" Неужели они полагают, что это еще предмет неизвестный или спорный для русского общества?" ("Письмо из провинции"). Не оценил он Розенгейма, Растопчину он осмеял. Имеются в виду рецензии: Добролюбова на "Стихотворения М. Розенгейма", Чернышевского на "Стихотворения гр. Е. Растопчиной" и Добролюбова на роман Растопчинои "У пристани". Бес отрицанья, бес сомненья. Пародийное использование стиха из стихотворения Пушкина "Ангел":

    Дух отрицанья, дух сомненья.

    Разделы сайта: