• Приглашаем посетить наш сайт
    Бальмонт (balmont.lit-info.ru)
  • Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии.

    Страница: 1 2 3 4
    Примечания

    Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии

    Ост-индское возмущение уже несколько месяцев обращает на себя внимание всей Европы. Оно до сих пор не утихает и, несмотря на некоторые успехи английского оружия в сшибках с сипаями, распространяется все более по всей стране.1 Если и нельзя ожидать, чтобы Индия могла теперь освободиться от господства Англии, то все же несомненно, что нынешнее восстание поведет к большим изменениям в настоящем положении дел Ост-Индской компании. Из Европы уже отправлено в Индию несколько десятков тысяч войска и миллионов фунтов стерлингов: это одно уже служит доказательством, что английское правительство понимает меру опасности. Кажется, выражение "Times", что "Индию надобно теперь снова завоевать", довольно близко к истинному положению дел.2

    Известие о возмущении изумило и встревожило Англию и вызвало в английской журналистике сильные филиппики против индусов. Между тем это явление нисколько не было внезапным и изумительным. Государственные люди Англии, чиновники, служившие в Ост-Индской компании, даже проницательные путешественники, имевшие возможность ближе узнать настоящее положение Индии, давно уже предсказывали, что английскому владычеству угрожает здесь сильная опасность со стороны туземного населения. Они видели беспорядки управления, угнетение жителей и, проникая в нравственные расположения народа, замечали в нем глухое, покорное недовольство, которое, однако, рано или поздно должно было выразиться открыто, потому что есть мера всякому терпению человеческому. Теперь пришло время вспомнить все эти зловещие предсказания, и английские газеты сознаются уже, что происшедшее восстание не имеет в себе ничего случайного, что оно должно было произойти по естественному ходу английских дел в Индии. По общему мнению, нынешнее возмущение сипаев гораздо важнее, нежели все предыдущие волнения, возникавшие в индо-британских владениях, и в таком случае все предыдущее мы можем, в историческом порядке вещей, считать как бы приготовлением к великому восстанию, которое теперь разыгрывается. В самом деле, мирный характер населения, столько веков уже привыкшего ко всевозможным угнетениям, сравнительно лучшее устройство английского управления Ост-Индиею в последнее время, самая ничтожность предлога, из-за которого вспыхнуло возмущение, -- все это заставляет смотреть на ост-индское восстание не как на случайный взрыв недовольства, но как на дело исторической необходимости.3 Объяснения его нужно искать не в том или другом частном влиянии, а во всей истории Индии, и в современной ее статистике, как результате исторического движения. Эта точка зрения в приложении к ост-индским делам тем более необходима, что самое водворение там англичан служит самым ярким доказательством той мысли, что ход истории нисколько не зависит от частных случайностей. В первое время существования Ост-Индской компании, и особенно в период ее борьбы с французским влиянием, были десятки случаев, вырывавших из рук англичан все приобретенные ими выгоды, изгонявших их из занятых ими мест, почти уничтожавших всякое их влияние в стране. И, несмотря на все это, они утвердились здесь и распространили свое владычество на весь Индостан, тогда как французы, не получая важных выгод от благоприятных случайностей, всегда терпели существенный вред и наконец все потеряли от неблагоприятных случаев. Напрасно было бы складывать вину на личности: народная сила, веками воспитанное и глубоко сознанное в народе стремление к определенной цели будет самым прямым и простым объяснением всех успехов англичан. Та же народная сила, тот же дух народа в своем историческом развитии должен объяснять и современные происшествия в Индии. Только здесь вопрос гораздо сложнее, потому что индийская народность развивалась под влияниями чрезвычайно разнообразными. На нее, кроме народных своих сил, действовали -- ислам и христианство, восточный деспотизм и английское торговое управление, браминские суеверия и европейская цивилизация. Нечего и говорить, что в массе народа, дурно развитого, по природе беспечного и ленивого, постоянно сдавленного в своем развитии, каждое новое влияние отразилось всего более своей темной стороною, и последним результатом всего вышла странная путаница, и в понятиях народа и в его внешнем положении. Каким образом произошло все это, каким образом мало-помалу приведена была Ост-Индия к своему теперешнему положению -- всего лучше может показать краткий исторический очерк судеб ее, после которого мы намерены представить читателям изложение теперешнего ее состояния под английским владычеством.

    Индийские племена, находящиеся ныне под владычеством Англии, занимают чрезвычайно обширное пространство (около 1 400 000 англ. кв. миль). На этом огромном пространстве обитает народ в 160 миллионов, из которых восьмая часть принадлежит к исламу, остальное население держится коренной индийской религии и обычаев. Число европейцев, находящихся здесь, совершенно незначительно в сравнении с массою туземного населения. Оно ограничивается всего 30 000 европейской армии да несколькими десятками тысяч английских чиновников, купцов и промышленников.

    Из отношения числа жителей к пространству полуострова видно, что масса населения его в настоящее время очень плотна. В древнее время плотность эта была, конечно, меньше, но все-таки Индия с самой глубокой древности была одною из населеннейших стран в мире. Естественные богатства ее постоянно привлекали толпы пришельцев, которые, пробравшись сюда через горы, окружающие Индию с северной стороны, не имели уже охоты оставлять страны, столь щедро наделенной природою, и основывались здесь навсегда. Сведения о первоначальном заселении Индостана теряются в доисторической эпохе, и потому трудно сказать, откуда пришли племена, составляющие нынешнее индийское население полуострова. Древняя Индия не имеет своего историка, и первые известия о ней находим мы у Геродота. Но памятники законодательной и поэтической литературы индийской, превосходящей своей древностью литературы всех других народов, доказывают раннее и богатое развитие цивилизации в Индии. К сожалению, это пышное развитие остановилось уже веков за пять до нашего летосчисления, и индусы времен Дария Гистаспа и Александра Македонского представляются нам такими же, если не лучше, как и нынешние потомки их. Причина такого внезапного застоя после столь роскошного и блестящего развития заключается, конечно, в самых принципах, на которых основывалась индийская цивилизация. Принципы эти могли возбуждать дух к деятельности только до тех пор, пока они еще должны были бороться с противоположными началами и потому не успели установиться. Но как скоро они утвердились и были развиты с фанатическим увлечением, свойственным Востоку, до последних своих результатов, -- они неизбежно должны были остановить все попытки любознательного духа и привести к полнейшему квиетизму, так ярко выразившемуся в факирстве. Замкнутый со всех сторон горами и морем, отделенный от остального мира, индиец жил своею, особою жизнью, выработал себе миросозерцание, совершенно не похожее на миросозерцание других народов. Между тем как другие народы, даже соседние с Индией персы, находили в природе борьбу двух начал и из нее производили все существующее,4 разнообразие предметов в природе основывается только на различном способе происхождения от Брамы; на этом утверждается и разделение каст. Брамины потому выше всех остальных, что они произошли прямо из головы Брамы; далее -- кшатрии вышли из груди его, и по этому самому уже от начала назначены защищать народ оружием; вайшии должны быть купцами, ремесленниками и земледельцами по своему происхождению из живота Брамы; судры, созданные из ног Брамы, должны потому служить другим, высшим кастам... Это -- вечный, неизменно-гармонический порядок общества, не допускающий перемен, так как сам всесовершенный Брама не терпит изменения. Малейшая попытка нарушить установленный им порядок жестоко наказывается: от смешения каст происходят парии, жалкие отверженцы общества, служащие предметом отвращения для всякого порядочного индийца. Благоговея перед мудрым порядком, установленным Брамою, индиец должен почитать равно всякое состояние и не стараться перейти из низшего в высшее: если он будет хорошо жить в своей касте, то сам Брама обратит на него взор своего милосердия и после смерти пошлет душу его в существо высшей касты. Собственные же попытки подобного перехода всегда беззаконны и преступны, потому что показывают недостаток уважения к тому, что раз навсегда утверждено премудростью Брамы и что необходимо для соблюдения всеобщей мировой гармонии, которой тайна хранится в неисповедимых судьбах его. Следовательно, каждый должен быть доволен своим состоянием и не смеет помышлять о его изменении; во всем существующем заключается частица непостижимой сущности Брамы, и все, что ни происходит, отражает на себе частицу его верховного могущества.

    Благотворные отношения Брамы к миру выразились для индийца невидимо в разных частных божествах, хранителях мира, а видимо -- в царе. О царе законы Мену5 говорят как о высшем существе на земле, вследствие его благороднейшего, божественного происхождения. "Царь, -- говорит Мену, -- создан из частиц, взятых от различных божеств, хранителей этого мира, и, следовательно, превосходит славою всех смертных. Как солнце, опаляет он очи и сердца, никакая тварь человеческая не смеет прямо взглянуть на него. Он -- огонь и воздух, он -- бог наказующего правосудия, он -- гений богатства, он -- правитель вод и господин тверди небесной. С царем, даже с ребенком, непозволительно обходиться просто, как будто с простым смертным, потому что он есть могущественное божество, принявшее земную оболочку. Гнев его -- смерть; навлекший на себя гнев царя своими заблуждениями погибнет непременно, так как царь не замедлит обратить силу свою на погубление этого человека... Царь создан быть попечителем людей всякого чина и звания, от первого до последнего... Если бы не было царя на свете, то свет был бы объят страхом и дрожал бы на своих основаниях; потому-то творец миров и создал царей для поддержания своей системы".

    Как воплощение божества, царь, естественно, имел над народом все права, но не мог быть ограничен никакими обязанностями. Он имел при себе совет из семи или восьми человек; но по закону он должен был только выспрашивать их мнения, а потом решать дела сам, нисколько не стесняясь ими. Часть своей божественной власти он мог уделять своим сановникам, которые, в свою очередь, передавали часть своего значения низшим чиновникам, и таким образом образован был в Индии строго определенный иерархический порядок. Всякое официальное лицо обязано было безусловным повиновением в отношении к непосредственно высшему его и взамен того пользовалось неограниченною властью над следовавшим за ним, так что каждый чиновник в своем тесном кругу пользовался тою же властью, какою сам монарх в своей обширной сфере; изменялся размер власти, но характер ее оставался тот же. Высший чиновник после царя был начальник тысячи городов, затем следовали начальники ста, двадцати, десяти, одного города. Содержание их должно было получаться от жителей и вычиталось из той суммы, которую все подданные должны были платить царю. Как наместник Брамы, царь был полный господин земли и только отдавал ее в пользование; за это он должен был получать: из скота и драгоценных камней 1/50; из произведений земли от 1/12 до 1/81/6; из денежных доходов 1/20. Во время войны налог увеличивался и мог возрастать до 1/4 произведений земли. Начальник отдельной общины собирал этот доход и, вычтя из него свое жалованье, отсылал остальное к ближайшему высшему начальнику; тот поступал точно таким же образом, и так доходило до царя. Жалованье чиновников не было значительно: начальник десяти городов или общин пользовался доходами с двух плугов; начальник двадцати -- с пяти плугов; начальник ста -- доходом с маленького городка; начальник тысячи -- доходом с большого города. Для наблюдения за исправностью в сборе податей назначались от царя особенные лазутчики, "потому что, -- сказано в законах Мену, -- начальники округов обыкновенно жадны до чужого имущества". Верховным судьею по делам всякого рода был обыкновенно сам царь, и суд был словесный, как у всех народов на первой степени развития.

    Под таким правлением много веков существовали в Индии сельские и городовые общины, владевшие поземельной собственностью с обязательством платить за право владения часть дохода царю. У них были свои начальники, которые сначала назначались государем по избранию общины. Но так как, по понятию индийца, всякое достоинство состоит главным образом в происхождении, а не в личных качествах, то скоро и эта должность, как все власти индийские, сделалась наследственною. Затем, в каждой общине должно было находиться двадцать четыре низших чиновника, из которых замечательны: школьный учитель, певец и флейщик.

    организации. Признаки этой борьбы духа и заметны в литературных памятниках индийских, совсем не отличающихся тем спокойствием, образцом которого служит индийская община. Разрушительный Шива был необходимым жизненным явлением в истории индийской цивилизации и много мешал построению безмятежной системы браминов. Это была неизбежная уступка естественно пробуждающимся в каждом человеке требованиям ума, вечными изменениями природы и жизни вызываемого к постоянному, живому развитию, а не к пассивному успокоению в лоне Брамы. Но мысль человеческая в Индии была еще слаба, и она нашла себе успокоение в браминском учении о Вишну.6 Противоречия были формально примирены этим учением; Шива остался в индийской мифологии, но потерял жизненный смысл свой;7 пытливый дух, изнеможенный бесплодным исканием, спокойно покорился новому учению и начал последовательно проводить его через все явления своей жизни. Прямым следствием того был застой, и если он прерывался иногда, это было только благодаря тому, что индиец не умел вполне логически сделать последних выводов из своих начал или что последовательность браминской самоотреченности делалась наконец невыносимою даже для индийского сознания.

    Религиозная система и политическое устройство, основанное на ней, образовали в индийцах их спокойный, смирный, созерцательный характер; а отдельное существование в общине, в которой им доставало всего, что нужно, сделало их совершенно равнодушными к правительственным интересам. Они платили определенный налог, как необходимую, искони предписанную жертву, и затем не знали ничего дальше своего непосредственного начальника общины. За пределы общины желания их не простирались, тем более что богатая природа вполне обеспечивала для них спокойную жизнь и делала даже нечувствительною значительность самого налога. Во времена Римской империи Индия производила даже обширную внешнюю торговлю, так что римский оборот в индийской торговле, по свидетельству Плиния, простирался до 50 миллионов сестерций (около 3 миллионов руб. сер.) ежегодно.

    Более тысячи лет длилось это спокойное, неподвижное существование Индии. Поселяне мирно возделывали земли, наследственные чиновники мирно исправляли свои обязанности в отношении к правительству, правительство мирно получало свой оброк, и случавшиеся иногда перемены его нисколько не озабочивали мирного населения страны. Все было хорошо, пока не пришлось этой спокойной стране испытать враждебного столкновения с чуждой силой. Столкновение это произошло в начале VIII века, когда мусульмане, в своем религиозном фанатизме, проникли и в Индию из Аравии. Но в это время им помешал здесь именно их религиозный фанатизм: на защиту своей религии индийцы восстали мужественно и успели отразить чуждое вторжение. Мусульмане успели только овладеть северо-западной частью Индостана и основать здесь Афганское государство. Но спустя три столетия (1004) с той же стороны явился в Индию Махмуд Газневид8

    С XIII века начинаются вторжения монголов, мало-помалу завладевших всем полуостровом. В самом конце XIV века (1399) Тамерлан ниспроверг афганскую династию, совершивши по Индии поход с стотысячным войском и утвердившись в Дели. С этого времени монгольское владычество над Индостаном упрочивается в династии Тимуридов. В XV веке его нарушают еще восстания афганов и междоусобия претендентов, но со времен Бабера, в 1525 году победою при Панипуте (на север от Дели) получившего во власть свою весь Индостан, монгольское правительство устанавливается твердо и непоколебимо.

    Монголо-мусульманские стремления были такого рода, что могли легко ужиться с национальными требованиями индусов. Бывши всегда плохими мусульманами, монголы XIV века совершенно потеряли тот характер пропаганды, который отличал поклонников пророка в первые времена после Магомета. Равнодушные к внутреннему управлению завоеванных стран и к положению покоренных народов, они заботились только о выгодах завоевания и о соединенном с ними блеске своего владычества. Захвативши в свои руки верховную власть и обеспечивши себе взимание податей, налагавшихся обыкновенно с беспощадной расчетливостью могучего победителя, они предоставляли народу право делать что хочет, оставляли народные обычаи и даже местные власти, которые уже должны были, чтоб удержаться на своих местах, выжимать из народа все, что можно, для удовлетворения требований сильных повелителей. Так поступали монголы в других странах; так поступили они и в Индии. Уничтоживши туземных властителей, которые не обещали быть для них исправными сборщиками податей, по непривычке к этому делу, монгольские победители оставили, однако, неприкосновенными должности начальников сельских и городовых общин и даже целых округов. Порядок управления для народа остался тот же; только подать увеличилась: монгольское правительство потребовало себе четверть жатвы. Вынужденные необходимостью, поселяне должны были согласиться платить эту подать, хотя она и в самом начале была несколько обременительна для них. С течением времени, при умножении населения, при размельчении участков земли и при необходимости вследствие того больших издержек на ее обработку, подать становилась все тяжелее и в неурожайные годы поглощала даже весь прибыток земледельца от его участка. Чтобы сделать сбор своих доходов вернее и успешнее, монгольское правительство усилило власть земиндаров,9 более самостоятельности, чем прежде: из должностных лиц, поставленных царем и состоявших у него на жалованье, они сделались чем-то вроде феодальных владетелей. Действия их управления уже не определялись предписаниями свыше, а предоставлялись большею частию их собственному произволу. Перед правительством они отвечали только за недоимки в сборе податей. Народ привыкал, таким образом, смотреть на земиндара как на своего настоящего владетеля, и так как достоинство его, по индийскому обычаю, делалось наследственным, то они действительно и делались наконец как бы самостоятельными владельцами своей общины, платившими только вассальную подать великому моголу. Так рядом с общинным владением произошло в Индии поместное право.

    При всех этих изменениях масса народа оставалась верною принципам своего учения, т. е. почти всегда сохраняла свое робкое спокойствие и равнодушие. Почитая в своих властителях не личное достоинство, а единственно олицетворение отвлеченной идеи власти, индийские народы были совершенно равнодушны к тому, кто ими владеет. Есть власть -- хорошо; надобно ей повиноваться, потому что в ней выражается могущество и мудрость Брамы. Является другая власть, пересиливающая прежнюю, -- и то хорошо; опять, значит, не без воли Брамы, который захотел теперь избрать новый орган для проявления своей силы. В этом случае индийцы были последовательны и личность всегда отделяли от звания. Обстоятельство это замечено было еще знаменитым завоевателем Бабером,10 "В Индии есть царский престол, равно как есть места и звания визиря, эмира и проч. Этот престол, эти места и звания и составляют единственный предмет уважения для народа. Если царю вздумается отставить какого-нибудь чиновника и заменить его другим, то, каков бы ни был вновь назначенный, все обращаются к нему с тем же уважением и повиновением, как и к прежнему. Это правило остается неизменным и в отношении к царскому престолу". Этими замечаниями Бабера объясняется для нас, почему большинство народа было совершенно равнодушно к перемене правителей, да и не считало себя вправе вмешиваться в то, что происходит между ними. Низшие классы народа были вполне убеждены, что их дело -- знать только свое звание, с его ближайшими отношениями, и только здесь могли еще являться для них сколько-нибудь живые личности. Далее же начинались мертвые отвлечения и пустые, постоянные по привычке, но не сознанные мышлением, формы без содержания. Поэтому-то, замечает Жансиньи в своем очерке Индостана, "индийцы совершенно безразличны относительно образа правления и всякое облегчение своей участи, равно как и всякое стеснение и угнетение, приписывают только ближайшим чиновникам, которые заведуют их делами". При таких общественных понятиях могла бы еще возбуждать индийца на защиту существующей национальной власти любовь к отечеству. Но, с одной стороны, предрассудки касты мешали индийцу понять кровные связи, соединяющие народ, и заставляли его признавать родною только свою касту, а все остальное считать чуждым и нечистым. С другой же стороны, общинная уединенность предохраняла массу индийских поселян и от того ложного увлечения, по которому бедняк, не имеющий хлеба и пристанища, вздумал бы гордиться обширностью и богатством своей родной страны. Народ не понимал этих воззрений, оставался верным учению браминов и предоставлял все подобные высшие взгляды своим властителям.

    Рядом с индийским квиетизмом мало-помалу утвердился на почве Индии и магометанский фанатизм, в тех частях, которых владельцы и земиндары приняли ислам или были заменены мусульманскими начальниками. Кроме делийского императора, который, с титулом великого могола, долго владел всем Индостаном, замечательнейшие из мусульманских владетелей были: низам деканский, король удский, султан мисорский и набоб бенгальский. Воззрения корана в приложении к государственному управлению были не слишком далеки от индийских, хотя и разнились в своих основных началах. Успокоение ли в лоне Брамы, во всем премудро выражающего свою сущность, или убеждение в неизбежности рока -- все равно и то и другое должно было привести индийца к смиренному перенесению постигшей его судьбы. По праву ли наместника Брамы или по праву завоевателя, изложенному в коране, брал властитель с жителей свой оброк, право это в глазах индийца все-таки было равно законно: он сам всегда считал себя только временным пользователем земли, перенося право собственности па высшие лица. Поэтому мусульманский харадж11

    Монгольское правительство XVI и XVII веков оставило в Индии много следов своего мудрого государственного управления. Акбар, царствовавший в течение второй половины XVI века, и Аурунгзеб, умерший в 1707 году, особенно памятны своим мудрым и блестящим правлением. И действительно, Акбар определил положительными узаконениями чиновную администрацию, ввел лучшую систему сбора податей, увеличил государственные доходы, устроил дороги, завел правильные почты, ввел лучшую дисциплину в войске, произвел множество великолепных построек, доселе, даже в своих развалинах, возбуждающих изумление путешественников. Аурунгзеб в особенности прославился своими громадными и роскошными сооружениями. Вскоре по вступлении на престол он должен был приняться за оружие и войною утвердить власть свою в Декане.12 Война эта сопровождалась опустошениями и неистовствами, какими всегда отличались монгольские войны. Но зато по окончании ее Аурунгзеб предпринял здесь множество общественных работ, отчасти чтобы доказать, что он твердо решился навсегда удержать за собою вновь приобретенную землю, отчасти же и затем, чтобы дать работу жителям, разоренным войною. При нем выстроено несколько великолепных храмов, пагод, дворцов и пр., которых сооружение, по выражению одного французского писателя, служило источником жалкого прозябания для народа и символом ужасного могущества его владык.

    слава и обширность державы ее повелителя. Богатство и великолепие великого могола не заставляло его отказаться от своих доходов. Напротив, с течением времени подати все увеличивались. Шер-Шах, предшественник Акбара, требовал четвертой части произведений земли. Акбар, уничтоживши некоторые косвенные налоги, установил зато годовою податью треть жатвы. Чтобы иметь менее посредствующих лиц между правительством и подданными, Акбар учредил особых чиновников, которые при сборе податей должны были иметь дело прямо с податным населением. Неизвестно, лучше ли было для жителей иметь дело с мусульманским чиновником, чем с своим общинным начальником, но правительство, конечно, выиграло при этом в скорости и верности сбора. При Акбаре вообще увеличивается в Индии число монгольских чиновников и даже учреждается сипах-салор, или субодар, что то вроде вице-короля, с военной и гражданской властью и с правом смертной казни в важных случаях. Таких субодаров было двенадцать, по числу провинций, на которые Акбар разделил свою огромную монархию. Около субодара составилась целая свита сановников, имевших различные должности и образовавших вскоре монгольскую аристократию в Индии. По принципу Акбара, аристократию нужно было беречь и возвышать во всяком случае и даже щадить ее между индийцами, которых вообще, по корану, следовало бы преследовать и истреблять, как неверных противников пророка. "Творец мира, -- говорит Акбар в своих записках, -- вверил царям господство над ними для того, чтобы они имели попечение о счастии народов и особенно заботились о чести и славе знатных фамилий". Такое воззрение, разумеется, приходилось как раз по духу индийцев, для которых учение о кастах имело столь важное значение. Следовательно, народ и при лучших из мусульманских правителей все-таки не имел ни малейшей возможности восстать из того покорного, бессмысленного унижения, до которого он доведен был предшествовавшими обстоятельствами.

    Его положение мешало отчасти его уму в совершенно свободном и окончательном развитии своих идей, но и в том, что он успел сделать, выразилась уже его умственная сила. Воспитанный в законе Магомета, окруженный поклонниками пророка, находя в исламе все удобства временной жизни и все залоги вечного блаженства, он, однако, выводами философствующего рассудка дошел до убеждения в ложности Магометова учения и оставил его. Религиозная система индийцев казалась ему в своем основании возвышеннее ислама, но и она не могла удовлетворить его. Тогда Франциск Ксавье предстал пред ним с проповедью евангелия; Акбар долго держал его при себе, выслушивал убеждения его, излагаемые со всею тонкостью и силою иезуита, позволил ему проповедовать в стране своей, но и эта проповедь ему не понравилась. Испытавши все вероучения и продолжая философствовать по-своему, Акбар составил свою религиозную систему, имеющую деистический характер.13 всякое решение, всякую мысль. Это существо не требует себе никакого внешнего богослужения: почитание его должно выражаться в постоянно добродетельной жизни и в подчинении своих личных выгод и страстей чувству всеобщей любви к человечеству. Он обнародовал свое учение и хотел его ввести в Индии. Но ни мусульмане, ни последователи браминского учения его не поняли. Религиозные идеи индийцев давно уже пришли к тому, к чему необходимо приводит всякий умственный застой. Лишившись права рассуждать, встретивши непреодолимые преграды на пути свободного умственного развития, индийцы поневоле должны были остановиться на внешности и удовольствоваться одними религиозными формами. Брамины, не имея ни охоты, ни надобности следить за духовным развитием народа, строго наблюдали за исполнением обрядов, придавали им преувеличенную важность и усердно старались о великолепии церемоний и увеличении количества жертвоприношений, которые приносили им значительные выгоды. Религиозный формализм произвел бессмысленное факирство с бесчисленными видоизменениями его уродливости, и безотрадное прозябание индийца делалось еще жалче от неблагодарного влияния браминов. В таком народе невозможно было установить религию, подобную Акбаровой, без принудительных мер; но Акбар не хотел насилия. Он решился лучше сделать уступку и прибавил к своему учению сабеистическое почитание звезд и огня: в этом виде религия его приобрела нескольких прозелитов. Тем не менее она прекратилась вместе со смертию самого Акбара.

    Страница: 1 2 3 4
    Примечания

    Раздел сайта: