• Приглашаем посетить наш сайт
    Батюшков (batyushkov.lit-info.ru)
  • А. В. Кольцов.
    Глава VI

    Глава: 1 2 3 4 5 6
    Примечания

    Глава VI

    Характер поэзии Кольцова. Верность и правдивость в изображении предметов. Положительный взгляд на вещи. Присутствие мысли в стихотворениях. Думы. Некоторые черты народного характера в песнях Кольцова. Сила чувства и выражения. Язык Кольцова. Заключение.

    В жизни Кольцова мы видели, что он постоянно стремился к высшему образованию своего ума и сердца: одно уже это обстоятельство делает его замечательным человеком и заставляет любить и уважать его. Но как мы заметили, борьба поэта с обстоятельствами жизни не осталась бесплодною: он многое преодолел, многого достиг силою своей твердой воли и природного ума. И все, приобретенное Кольцовым, не скрылось в душе его, неведомо для людей, а ясно, живо и звучно выразилось в его поэзии. По своим поэтическим произведениям Кольцов замечателен еще более, нежели по своей жизни. Эти произведения не бесполезны и для пополнения биографии поэта. В них так хорошо высказалась живая, поэтическая душа его. Для нас же они важны еще более как превосходные литературные произведения, имеющие общий интерес и значение. По всем этим причинам мы к рассказу о жизни Кольцова прибавим теперь еще несколько слов о характере и значении его стихотворений.

    Кольцов писал сначала разные мелкие стихотворения, подражая отчасти известным поэтам нашим. Это самые слабые его произведения, из которых только немногие заслуживают особенного внимания. Кроме того, у Кольцова есть думы и песни. В думах он обыкновенно старался передать свои сомнения, свои вопросы, которые рождались в его уме при взгляде на мир. Эти думы имеют один важный недостаток: поэт говорит в них о том, чего сам ясно не понимает, и, задавши вопрос, часто очень важный и глубокий, оставляет его без ответа, а иногда еще и прибавляет в конце, что напрасно и рассуждать об этом.

    Песни Кольцова составили у нас совершенно особый, новый род поэзии. И до Кольцова, правда, писали у нас русские песни, но мы уже видели выше, что это были за песни. Несмотря на то что в них являлся как будто простой русский человек, однако ж, ни в содержании, ни в самом выражении этих песен не было ничего простого и русского. Кольцов первый стал представлять в своих песнях настоящего русского человека, настоящую жизнь наших простолюдинов, так, как она есть, ничего не выдумывая. Это происходило от двух причин. Во-первых, Кольцов хорошо знал народную жизнь, знал не понаслышке, а по собственному опыту. Многие потому только воображают, что они знают народную жизнь, что проезжали через деревни и встречались с крестьянами. Такие люди обыкновенно думают, что отличие жизни крестьянина от их жизни состоит только в том, что крестьянин не бреет бороды, не понимает тонкости обращения и не делает визитов. Поэтому они часто представляют, что мужичок сидит у ручейка и жалобно поет чувствительную песню, или, выгнавши в поле стадо, садится под тень развесистого дерева и сладко играет на свирели, или сидит у себя под окошком и собирается убежать в лес, чтобы скрыться от злых толков. Сочинители крестьянских песен не хотят знать, что мужичку некогда переливать из пустого в порожнее, разговаривать с волнами попусту, мечтать бог весть о чем: у него есть дело поважнее. Он сам должен заботиться о себе, если хочет иметь хлеб насущный да хоть плохонький кафтанишко. Он должен и пахать, и боронить, и косить, и молотить, и на базар хлеб свезти, да еще и за домом присмотреть, и скотину покормить. И мало ли у него дела! Каждый божий день занят он с утра до ночи, так что и в светлый праздник чуть отдохнуть успеет. Когда же тут пускаться в мечтания о каком-то золотом веке, о счастии в хижине, и пр. и пр. Только тот, кто не знает жизни крестьянской, т. е. хоть и видал, да не испытал ее,-- только тот может представить мужичка с такими чувствами и мечтами. И замечательно еще то, что в этих подделанных песнях никогда не видно, что за человек, как и где живет тот, чьи чувства выражаются в песне. Называется это лицо добрым молодцом или красной девицей, значит, человек из простого звания. А между тем нет тут никакого намека на жизнь простого народа, не видно даже никакого следа заботы о том, чем обыкновенно занят крестьянин, -- о приобретении возможности быть сытым, одетым и пр. Как будто они живут где-нибудь в облаках, питаются воздухом, одеваются ветром, умываются росою небесною!..

    Совсем не то у Кольцова. Он сам испытал все нужды простого народа, сам жил с ним, сам был в том же положении, в каком живут наши простолюдины. Поэтому и в стихотворениях Кольцова русские люди являются настоящими, а не выдуманными существами.

    Другая причина естественности изображений в песнях Кольцова заключается в самых свойствах природного ума поэта. Он всегда отличался положительным, практическим взглядом на вещи, и чем более приобретал образованности, тем яснее становился в нем такой взгляд. Он не был из тех людей, которых называют обыкновенно идеалистами и которые, будучи незнакомы с нуждами и трудностями жизни, смотрят с пренебрежением на заботы о вещественном благосостоянии, Кольцов образовался и воспитался именно в школе житейской нужды и лишений. Поэтому он хорошо понимал важность достатка в жизни, -- и в его поэзии ярко отразилось это.

    Во всем у него видно живое, положительное направление. Напр., он любуется степью и прекрасно изображает ее; но он не забывается в этом наслаждении. Главная мысль его та, что в степь эту приходит молодой косарь, которому нужно добыть денег, чтобы жениться на дочке старосты. И вот как размышляет косарь, обращаясь к степи:

    В гости я к тебе
    Не один пришел:
    Я пришел сам-друг
    С косой вострою;
    Мне давно гулять
    По траве степной,
    Вдоль и поперек
    С ней хотелося...

    Размахнись, рука!
    Ты пахни в лицо,
    Ветер с полудня!
    Освежи, взволнуй
    Степь просторную!
    Зажужжи, коса,
    Засверкай кругом!
    Зашуми, трава
    Подкошенная;
    Поклонись, цветы,
    Головой земле!

    Вслед за этим чудным изображением работы косаря рисуется практическая цель, для которой все это делается:

    Нагребу копен,
    Намечу стогов --
    Даст казачка мне
    Денег пригоршни.
    Я зашью казну,
    Сберегу казну,
    Ворочусь в село --

    Не разжалобил
    Его бедностью,
    Так разжалоблю
    Золотой казной...

    Эта забота о вещественных средствах жизни везде видна в песнях Кольцова. Пахарь его не восхищается только природою; нет, он думает о другом:

    Заблестит наш серп здесь,
    Зазвенят здесь косы;
    Сладок будет отдых
    На снопах тяжелых,
    ... Уроди мне, боже,
    Хлеб -- мое богатство.

    В стихотворении "Урожай", после превосходнейшего описания пробуждения сельской природы весной, идет речь о полевых работах крестьян, и главная мысль обращается на то,

    Что послал господь
    За труды людям.

    Собираясь на пирушку, крестьяне опять

    ... пьют и едят.
    Речи гуторят --
    Про хлеба, про покос,
    Про старинушку:

    Хлеб уродит нам,
    Как-то сено в степи
    Будет зелено.

    По осени мужички --

    Хлеб везут, продают,
    Собирают казну,
    Бражку ковшиком пьют.

    Невесте своей поэт сулит не одну любовь в хижине, а говорит:

    Будут платья дорогие,
    Ожерелья с жемчугом;
    Наряжайся, одевайся
    Хоть парчою с серебром.

    Говоря о ссорах с дурной женой, не забывает он и о долгах:

    И живем с ней -- только ссоримся,
    Да роднёю похваляемся,
    Да, проживши все добро свое,
    В долги стали неоплатные...

    В радости своей он говорит:

    Я не в поле вихрем веялся.

    За морями счастья пробовал...
    Моя доля здесь счастливая:
    Я нажил себе два терема,
    Лисиц, шелку, много золота,
    Станет век прожить боярами.

    В грусти своей он опять жалеет о том, что нет у молодца

    Золотой казны,
    Угла теплова,
    Бороны-сохи,
    Коня-пахаря.

    Описывая свое бедствие, он говорит:

    С той поры я горем-нуждою
    По чужим углам скитаюся,
    За дневной кусок работаю
    Кровным потом умываюся...

    В грусти своей он не забывает и о своей одежде: "Прошла моя золотая пора", -- говорит он, --

    До поры, до время
    Всем я весь изжился,
    И кафтан мой синий

    Лихач Кудрявич рассказывает даже подробно, что когда приневолят выйти к старикам на сходку,

    Старые лаптишки
    Без онуч обуешь.
    Кафтанишко рваный
    На плечи натянешь,
    Бороду вскосматишь,
    Шапку нахлобучишь.

    Все эти черты совсем не похожи на восклицания о тоске, о грусти, какие встречаются очень часто в песнях, сделанных другими сочинителями. И, несмотря на видимую простоту и отсутствие всяких поэтических прикрас, в песнях Кольцова несравненно более поэзии, чем в тех сочинениях, и потому именно, что в них более правды. Люди, которые в них изображаются, ближе к нам по своему положению и по своим чувствам. Мы видим, что они в самом деле живут, радуются и страдают, понимаем и причины их веселья и горя,-- и поэтому их жизнь, их чувства производят на нас гораздо сильнейшее впечатление, нежели жалобы выдуманных лиц, плачущих так себе, от нечего делать.

    Точно так же и описания природы у Кольцова вполне верны и естественны. Он не придумывает скалистых берегов, журчащих ручейков, прекрасных лесов с расчищенными дорожками и т. п., как это очень часто делалось многими сочинителями. Он описывает именно то, что он видел и знает: степь, ниву, лес, деревню, летний зной, осенние бури, зимние вьюги, и представляет их именно так, как они бывают в природе. Таких картин природы у него чрезвычайно много рассыпано в разных его стихотворениях.

    Некоторые привели мы выше, напр. описание степи. Другие можно видеть в стихотворениях, помещенных в конце этой книжки, особенно в "Урожае", "Песне пахаря", "Что ты спишь, мужичок", "Светит солнышко" и др.

    Кроме уменья изображать природу и жизнь, не искажая их,-- у Кольцова есть еще важное достоинство: он понимает предметы правильно и ясно. Не просто он рассказывает то, что случалось видеть ему; это была бы пустая болтовня. Нет, он думает, о чем ему говорить и что говорить -- в его стихотворениях всегда есть мысль. Все изображения предметов и людей служат у него только для объяснения или для лучшего выражения главной мысли. У него нет ни одного стихотворения, которое просто, без всякого толку описывало бы что-нибудь; а у других это часто бывает, Услышит человек, что ветер воет, и пишет стихи, что вот, дескать, я сижу и слушаю, как ветер воет; увидит облака на небе, и пишет стихами, как он на облака смотрит; застанет его дождь на дороге -- опять стихи готовы, что вот я иду, а меня дождик мочит. У Кольцова не найдем таких стихотворений. И он, конечно, говорит и о ветре, и о солнце, и о буре; но все это у него приведено к чему-нибудь, а не само по себе стоит. У него везде является человек, и рассказывается о том, какое действие производит на него то или другое явление природы 11. Так, в одном стихотворении у него старик при мысли о весне вспоминает о том, что ему недолго уже наслаждаться жизнию. В другом -- весна разнеживает сердце молодых людей и пробуждает в них живые чувства. В третьем -- весна возбуждает заветные, мирные думы поселян об урожае. То веянье ветра напоминает ему о дороге, и он поет:

    В поле ветер веет,
    Травку колыхает,
    Путь мою дорогу --
    Пылью покрывает.

    То он вызывает бурю, чтобы прикрыть бегство удальца:

    Подымайся, туча-буря,

    Зашатайся, лес дремучий,
    Страшным голосом завой!
    Чтоб погони злой боярин
    Вслед за нами не послал...

    То осенние ветры и туманы пробуждают в душе его чувство одиночества, и он грустно поет:

    Дуют ветры,
    Ветры буйные,
    Ходят тучи,
    Тучи темные.
    Не видать в них
    Света белого,
    Не видать в них
    Солнца красного.
    Во сырой мгле --
    За туманами,
    Только ночка
    Лишь чернеется...
    В эту пору
    Непогожую

    Сердцу холодно...

    Таким образом, каждая картина, каждый стих у Кольцова имеет свой смысл, свое значение по отношению к человеку. Он старался еще глубже понять этот смысл, заключенный в природе, и в этом старании отыскать смысл везде, во всем мире, состоит содержание его дум. Он говорит:

    Горит огнём и вечной мыслью солнце,
    Осенены всё той же тайной думой,
    Блистают звезды в беспредельном небе,
    И одинокой, молчаливый месяц
    Глядит на нашу землю светлым оком...
    ... Повсюду мысль одна, одна идея...
    ... Одна она -- царица бытия...

    Он спрашивает, смотря на лес:

    О чем шумит сосновый лес,
    Какие в нем сокрыты думы?
    Ужель в его холодном царстве
    Затаена живая мысль?

    Целая природа
    В душе человека;
    Проникнуты чувством,
    Согреты любовью,

    В образах выходят...

    Правда, эти стремления отыскать мысль в явлениях природы ни к чему не привели Кольцова. Он только уверился, что

    Мир есть тайна бога,
    Бог есть тайна жизни,

    Тяжелы мне думы,
    Сладостна молитва...

    Впрочем, положительность Кольцова удержала его от так называемого мистицизма, т. е. от стремления находить таинственный смысл во всех даже самых простых вещах. Он возвратился наконец к своему простому, светлому взгляду на предметы, без лишних умствований и мечтаний. В этом отношении любопытно сравнить два его стихотворения. Одно написано еще в 1830 г., когда Кольцов совершенно незнаком был с высшими философскими вопросами.

    ЧТО ЗНАЧУ Я?


    Живу, заботливо тружусь,
    В желанье счастья время трачу
    И, вечно недовольный, плачу.
    Чего ж ищу? к чему стремлюсь?

    Есть люди: до смерти желают
    Вопросы эти разгадать;
    Но что до них! Пусть, как хотят,
    О всем серьезно рассуждают.

    И мне нужнее знать немного;
    Шероховатою дорогой
    Иду шажком я, как слепец;
    С смешным сойдусь ли -- посмеюсь;

    С несчастным -- от души поплачу,--
    И не стараюсь знать, что значу...

    Здесь еще видна некоторая уклончивость; тон этого стихотворения напоминает тон русского мужичка, когда он с лукавым простодушием говорит: "Где нам!... Мы люди темные". Кольцов в этих стихах как будто бы хочет сказать, что он и приниматься не хочет за рассуждения, что он и знать не хочет вопросов, над которыми люди трудятся. Тут еще видно пренебрежение вообще к мышлению философскому.

    Другое стихотворение написано уже в 1841 г., в последнее время жизни Кольцова:


    Про высоты мечтать.
    Земную жизнь бесславить,
    Что есть иль нет -- желать?
    Легко, конечно, строить

    И уверять и спорить,
    Как в них-то важны мы...
    Но от души ль порою
    В нас чувство говорит,

    Нет нужды дорожить?
    Темна, страшна могила,
    За далью мрак густой;
    Ни вести, ни отзыва

    А тут дары земные:
    Дыхание цветов,
    Дни, ночи золотые,
    Разгульный шум лесов,

    И чувства огнь святой...

    Здесь также поэт сознается, что бесполезно строить воздушные миры и мечтать про высоты; но теперь мысли его высказаны гораздо серьезнее; видно, что он восстает не против мышления, не против разума, которому так много был обязан, а только против злоупотребления ума, когда он пускается в мечтательные теории и отдаляется от жизни. Такую перемену произвело в Кольцове то время, когда он познакомился с высшими вопросами и хорошо передумал их. Его можно было бы сравнить в этом с алхимиком {Алхимиками назывались существовавшие в прежнее время ученые, которые думали, что можно найти средство делать золото и составить напиток, который, сохраняя постоянно молодость и красоту в людях, мог бы продолжить жизнь их на бесконечные времена. С этой целью алхимики произвели множество опытов и составивших науку, называемую алхимией.}, который долго искавши философского камня, убеждается наконец в нелепости алхимии, но вместо нее обращается к истинной науке и делает в ней новые открытия. В этом случае даже и не совсем ясные, несколько мечтательные умствования все-таки не бесполезны были для Кольцова, приучив его ум к более серьезному взгляду на предметы и утвердивши еще более природную ясность и положительность его ума. Так, если человек, совсем не имеющий понятия о чужих странах, отправится в них путешествовать, то получит пользу даже и тогда, если эти страны не покажут ему ничего особенно хорошего: по крайней мере чрез сравнение он научится лучше ценить свое родное, близкое к нему, и правильнее им будет пользоваться.

    И Кольцов действительно умел воспользоваться всем, что было близко к нему. Он прекрасно понимал не только русскую жизнь, но и характер русского народа, и умел его выразить в своих песнях. Так, у него прекрасно высказывается широкий разгул русского человека, эта удаль, которая идет на все и которой все нипочем. Это можно видеть в пьесах:, "Как здоров да молод", "Расчет с жизнью", "Дума сокола".

    Весьма верно, вместе с удалью, выражается у Кольцова также и беззаботность, это заветное "авось", с которым идет русский человек навстречу и горю и радости. Песни Лихача Кудрявича совершенно в русском народном характере. Лихач Кудрявич не слишком любит рассчитывать: он,


    Пошла шутка в дело,
    А тряхнул кудрями,--
    В один миг поспело...

    По его мнению,


    А родись кудрявым;
    По щучью веленью
    Все тебе готово.

    Так говорит он в счастии. Приходит беда -- и тут он не изменяет своему характеру: он опять не рассчитывает, как помочь горю, как отвратить напасть, а покорно покоряется своей участи:


    Не родись талантлив,--
    Родись терпеливым
    И на все готовым...
    Зла беда не буря,

    Ходит невидимкой,
    Губит без разбору...

    От нее не уйдешь, так уж лучше и не хлопотать понапрасну... Зато --

    Как здоров да молод,--

    Без призыва счастье
    И валит, и едет...

    Тут и заботиться не о чем: хлеба ли нужно,--

    А там бог уродит,

    Собрать хлебец с поля...

    Достатка ли надобно --

    Куда глянем -- всюду наша степь:
    На горах -- леса, сады, дома,

    Облака идут -- наряд несут.

    Не нужно, впрочем, думать, чтобы сам Кольцов тоже так смотрел на вещи. Напротив, он и в поэзии, как во всей жизни своей, выражает убеждение, что нужно бороться с обстоятельствами и что беспечность непременно ведет к лени и усыплению.

    Он обращается с укором к поселянину:

    Что ты спишь, мужичок?

    Что ты ходишь с нуждой
    По чужим по людям?
    Веруй силам души
    Да могучим плечам...

    Горе мыкать, жизнью тешиться,
    С злою долей переведаться.

    Он всегда готов к тому,--

    Чтоб порой пред бедой

    Под грозой роковой
    Назад шагу не дать...

    Его стремления всегда живы и сильны, и они почти всегда превосходно выражаются в его стихах. Как сильно, как естественно, как верно выражение мыслей и чувств у Кольцова -- это можно видеть из приведенных выписок и еще более из чтения самых стихотворений его. Скажем здесь еще несколько слов о форме их. Песни Кольцова писаны особенным размером, близким к размеру наших народных песен, но гораздо более правильным. В них большею частию нет рифмы, а если и есть, то всего чаще через стих. Язык Кольцова совершенно простой, народный. Редко-редко можно встретить в его стихах книжное выражение, да и то большею частию в слабых его пьесах, которые писал он правильным, метрическим размером в первое время своей поэтической деятельности. Выражения народные встречаются у него часто; но формы везде почти правильные, принятые в литературе. Можно найти всего пять или шесть фраз неправильных, напр.: до время, задной головою и т. п. Но эти недостатки совершенно незначительны и нисколько не вредят истинным красотам поэзии Кольцова.

    Теперь мы знаем главные события жизни Кольцова и важнейшие особенности его поэзии. Полнейшее знакомство с нею должно быть продолжаемо чтением его произведений. Мы же, после всего сказанного нами, можем прийти к следующим заключениям.

    в ней, наконец, является живое, естественное представление вещей, без прикрас и без искажений природы. Все это -- такие достоинства, которые делают стихотворения Кольцова весьма замечательными в нашей литературе. В них соединяются все условия, необходимые для поэтического достоинства, т. е. разумная мысль, благородное стремление и живое, глубокое чувство. Из соединения этих условий происходит та правдивость и искренность, которою отличается Кольцов как в изображении собственных душевных ощущений, так и в представлении предметов внешних. Это последнее достоинство получает особенную цену в глазах наших, когда мы вспомним, как редко являлось оно у наших писателей до Кольцова.

    Оканчивая наши замечания о жизни и стихотворениях Кольцова, мы можем, кажется, в заключение смело сказать, что Кольцов вполне заслуживает наше внимание и сочувствие не только как замечательный простолюдин-самоучка, но и как великий народный поэт.

    Глава: 1 2 3 4 5 6
    Примечания

    Раздел сайта: