• Приглашаем посетить наш сайт
    Арцыбашев (artsybashev.lit-info.ru)
  • Царь Иоанн Васильевич Грозный. Рассказ в стихах А. Сухова. - Нижегородский гражданин Косьма Минин, или Освобождение Москвы в 1612 году. Сочинение А. С.

    ЦАРЬ ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ

    Исторический драматизированный рассказ в стихах А. Сухова, Москва, 1859

    НИЖЕГОРОДСКИЙ ГРАЖДАНИН КОСЬМА МИНИН, ИЛИ ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ В 1612 ГОДУ

    Историческое повествование в стихах. Сочинение А. С. Москва, 1859

    Вот этот сочинитель (ибо к чему лукавить? -- А. С. и А. Сухов -- один и тот же сочинитель; это сейчас по слогу видно) -- этот сочинитель, говорим мы, достиг уже того, на что князь Кугушев1 еще только подает надежды. Сочинения г. А. Сухова печатаются уже так серо и безграмотно, что ничего более в этом отношении и желать нельзя. Говорить о них не стоило бы; но мы именно хотим указать сочинителям, подобным князю Кугушеву, на идеал, к которому должны они стремиться, если хотят быть популярными. Творения г. Сухова, без всякого сомнения, скоро будут продаваться вместе с "Бесом в полуштофе", "Фомушкою в Питере", "Впечатлениями Украины" и другими сочинениями гг. Татаринова, Муравьева и Нестерова.2 А между тем г. Сухов слогом и смыслом немного разве превосходит автора "Впечатлений Украины", а с князем Кугушевым может разве только что поравняться. Например, вот содержание "исторического драматизированного рассказа" об Иоанне Грозном. Малюта Скуратов влюблен в Елену, дочь Вельского; но она влюблена в князя Воротынского и выходит за него замуж. Малюта клянется мстить за это и наговаривает Грозному на бояр; в это самое время умирает Анастасия, и Грозный причитает над ее гробом и наконец падает в обморок. Конец.

    Содержание небогатое, но слог очень хорош. Самое начало уже говорит в пользу пера г. Сухова. Начинается тем, что Елена смотрит из окна в сад и говорит:

    И ты, моя прекрасная луна,
    Так светло не всегда на землю смотришь,
    Нередко и тебя от наших глаз
    Скрывают черные, густые тучи, --
    Но дунет ветр -- и снова ты светла.
    А для меня... ах!.. нет такого ветра,
    Который бы разнес мою печаль...

    Елена, по нашему мнению, изяществом стиля не уступает Вере князя Кугушева. Да еще примите в соображение, что она говорит стихами: это будет потруднее, чем прозой-то описывать свои чувства!..

    Нянюшка Елены и какой-то Размысл устроивают свидание Елены с Воротынским ночью в саду. Потолковавши друг с другом очень страстно, они начинают прощаться, и Воротынский, как сказано у г. Сухова, бросается к Елене. Что у них затем происходит, неизвестно; но Размысл, стоя за кустом и смотря на них, говорит вот какие стихи:

    Э-э! Постой! ты не целуй, брат, сильно,
    зубы выдавишь княжне.
    Эге! да ты, мой друг, изволишь слюзить --
    Вот этого уж я не ожидал,
    Ну, вот прилип к губам княжны, голубчик!
    Обрадовался! Сроду в первый раз,
    Знать, этаким, брат, жирным-то кусочком
    Ты угощаешь свой пустой желудок (?!).
    Ну, уж довольно этого с тебя...

    Затем он уводит Воротынского, а в сад входит Вельский и начинает сокрушаться о том, что дочь его опозорена. Глядя на Елену, лежащую без чувств, он восклицает:

    И ты, мое дитя, моя надежда,
    Дочь князя Вельского, на что решилась --
    Да ведь тебя не трудно обольстить...

    Мы не совсем поняли, что именно делал Воротынский с Еленой, потому что не знаем значения слова слюзить3 употребленного Размыслом в самом интересном месте. Но, судя по словам Вельского, нужно полагать, что слюзитъ значит обольщать девушку...

    из казанского похода. Иоанн говорит здесь крылатые речи, а хор их подхватывает и продолжает. Например:

    Иоанн

    О русский меч! Греми по всей вселенной
    Страшнее, чем небесный гром гремит!
    Пусть каждый враг, потупя взгляд надменный,
    Перед тобой, о русский меч, дрожит!

    Хор

    О русский меч, о меч, венчанный
    Издревле славой и крестом!
    Будь страшен ты в тревоге бранной
    Для всех врагов, как горний гром!

    (Пьют.)

    Но всего лучше рисуется личность Грозного в плаче, который, по мнению г. Сухова, должен он произносить пред гробом Анастасии:

    Встань из гроба, друг мой милый,
    Очи ясные открой,
    Или в темную могилу
    И меня возьми с собой!
    А одна, в своей порфире,
    От меня не улетай;
    Одного в враждебном мире
    Ты меня не покидай!
    Кто, как ты, меня полюбит,
    Кто, как ты, меня поймет?

    Слезы ласково отрет?
    Провожу тебя в могилу,
    Ворочусь опять сюда;
    Но другой супруги милой
    Не найду уж никогда!
    Не найду такого друга,
    Век останусь сиротой!
    Встань же, встань, моя супруга,
    И возьми меня с собой!

    Известные стихи Пушкина:

    Скинь мантилью, ангел милый,
    И явись, как ясный день, и пр.4

    взяты, должно быть, из начала этого плача.

    "Историческое повествование" о Минине тоже очень любопытно. Рассказывать его содержания мы не станем, но приведем последнюю картину, соединяющую грандиозное с чувствительным. 

    МОСКВА. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ. 22 ОКТЯБРЯ 1612 ГОДА

    Русское войско, при звуке труб, вступает на Красную площадь. Впереди нижегородского ополчения на белом коне с золотой булавой в руке князь Дмитрий Михайлович Пожарский; около него нижегородский гражданин Косьма Минин Сухорукий и князь Черкасский, далее брат князя Пожарского, Дмитрий Петрович Лопата, боярин Образцов, Мансуров и другие воеводы. Впереди войска казацкого верховный воевода, князь Трубецкой, атаманы и урядники казацкие. Победители торже маршем приближаются к Фроловским воротам, из которых выходят пленные бояре русские и народ, бледные, исхудалые, оборванные, истомленные голодом. С радостными криками и слезами умиления пленные падают перед победителями на колена и, простирая к небесам руки, славят долготерпение и милость божию.

    У Фроловских ворот встречают победителей Авраамий Палицын, троицкий архимандрит Дионисий и духовенство с иконою Владимирской божией матери, с крестами и хоругвями

    При вступлении победителей в Кремль раздается колокольный звон и духовенство собором поет: "Тебе бога хвалим, тебе небесного исповедуем!"

    Колокольный звон сливается с радостными криками народа. Победители идут в Успенский собор.

    По высоте и трогательности своей эта картина стоит сцены на кладбище и даже тех возвышенных рассуждений, какие по поводу ее выразил князь Г. В. Кугушев в романе "Постороннее влияние".5 

    ПРИМЕЧАНИЯ

    УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

    Аничков -- Н. А. Добролюбов. Полное собрание сочинений под ред. Е. В. Аничкова, тт. I--IX, СПб., изд-во "Деятель", 1911--1912.

    Герцен -- А. И. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах, тт. I--XXVI, М., изд-во Академии наук СССР, 1954--1962 (издание продолжается).

    ГИХЛ -- Н. А. Добролюбов. Полное собрание сочинений в шести томах. Под ред. П. И. Лебедева-Полянского, М., ГИХЛ, 1934--1941.

    ГПБ -- Государственная публичная библиотека им. M. E. Салтыкова-Щедрина (Ленинград).

    Изд. 1862 г. -- Н. А. Добролюбов. Сочинения (под ред. Н. Г. Чернышевского), тт. I--IV, СПб., 1862.

    ИРЛИ

    ЛH -- "Литературное наследство".

    Некрасов -- Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем, тт. I--XII, М., Гослитиздат, 1948--1953.

    Писарев -- Д. И. Писарев. Сочинения в четырех томах, тт. 1--4, М., Гослитиздат, 1955--1956.

    "Совр." -- "Современник".

    Указатель "Современник" 1847--1866. Указатель содержания. М. --Л., Гослитиздат, 1959.

    Чернышевский -- Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений, тт. I--XVI, М., ГИХЛ, 1939--1953. 

    ЦАРЬ ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ

    А. Сухова

    Впервые -- "Совр.", 1859, No 7, отд. III, стр. 97--100, без подписи. Авторство Добролюбова устанавливается гонорарной ведомостью "Современника" за 1859 год (ЛН, No 53--54, стр. 253) и подтверждается непосредственной связью с рецензией на "Постороннее влияние" Г. Кугушева (см. наст. том, стр. 151--156).

    А. С. -- псевдоним незначительного драматурга и беллетриста А. П. Сухова (1839--1876).

    1. О Кугушеве см. предыдущую рецензию.

    2. Перечисляются ремесленные и официозно-клерикальные литературные произведения и их авторы. О "Впечатлениях Украины и Севастополя" А. Н. Муравьева см. рецензию Добролюбова в т. 4 наст. изд., заканчивающуюся прямым сопоставлением религиозных писаний с "серо-бумажной или литературою".

    3. Слюзить (областное слово) -- плакаться.

    "Ночной зефир..." (1824).

    5. Об этой "сцене на кладбище" Добролюбов упоминает в конце рецензии на "Постороннее влияние" Кугушева, иронически характеризуя религиозные чувствования автора.

    Раздел сайта: