• Приглашаем посетить наш сайт
    Пастернак (pasternak.niv.ru)
  • Былое (Стихотворная повесть. Глава 1-я и 2-я. Сочинение Михаила Стаховича)

    Былое

    Стихотворная повесть. Глава 1-я и 2-я. Сочинение Михаила Стаховича. М., 1858

    Недавно удивлялись мы обилию поэтов, появившихся в последнее время, и приписывали их внезапное нашествие на русскую литературу некоему особенному духу, напущенному на нас вследствие гнева Аполлонова.1 В дополнение к предшествовавшим -- вот и еще стихи, которых напечатание может быть объяснено единственно только стихотворным духом нашего времени. Г-н Стахович вздумал написать стихотворную повесть: доброе дело! В 1854 году он кончил первую главу; в 1857 году кончил вторую и тотчас же приступил к изданию... Теперь спрашивается: отчего же г. Стахович не издал первой главы в 1854 году или отчего не подождал он хоть третьей главы, которая должна быть кончена, вероятно, в 1860 году? Нет никакой причины, кроме той, что ныне время благоприятное для стихов и все спешат им пользоваться. Скоро мы дойдем до того, что будем издавать стихотворения листками. Напишет человек половину элегии и бух ее в печать, а вторая половина будет, дескать, после. Скоро будут, кажется, издаваться собрания стихотворений в несколько страничек. Выйдет вдруг "Полное собрание стихотворений" такого-то. Вы смотрите: книжечка состоит из двух листочков; на первом напечатана шарада в три стиха, а на втором -- эпиграмматическое двустишие. Можно наверное утверждать, что это будет: в журналах уж мы дошли до такой премудрости, имеем "Смехи" и "Потехи" и пр. То же будет и в стихах, при нынешнем стихотворном поветрии.2

    Что же, однако, находится в стихотворной повести г. Стаховича? Да ничего пока, кроме вялых стихов. В первой главе рассказывается, как дремал на печке старик и думал про былое, состоявшее в том, что барин за верную службу отпустил его на волю. Во второй изображается студент Соснов, восхищающийся Мочаловым и отправляющийся в свою деревню. Вот и все.

    Есть у г. Стаховича изображения сельской жизни, состоящие в том, что мужик под старость,

    ... как дитя,
    Кончает жизнь полушутя.

    Есть и мечты, возбужденные этой жизнью и выражаемые в таких виршах:

    Я верю, правдой и хвалой
    Прославит Русь грядущий гений,
    И, орлий зря ее полет,
    И он, как Пушкин, воспоет.

    "Орлий зря ее полет" немножко напоминает росска Флакка зрак,3 но это ничего.

    Стихотворная повесть останавливается пока на том, что Соснов собирается ехать в деревню и посылает туда приказчика.

    Но о доверенном лице
    Мне долго объяснять в конце
    Моей главы; его значенье,
    О муза русская, со мной
    Ты новой песнею воспой!

    воспевать песнею новой, вместе с г. Стаховичем. Вероятнее всего, что он сам, и без музы, станет продолжать все ту же старую-престарую песню. 

    ПРИМЕЧАНИЯ

    УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

    Аничков -- Н. А. Добролюбов. Полное собрание сочинений под ред. Е. В. Аничкова, тт. I--IX, СПб., изд-во "Деятель", 1911--1912.

    Белинский -- В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, тт. I--XV, М., изд-во Академии наук СССР, 1953--1959.

    Герцен -- А. И. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах, тт. I--XXV, М., изд-во Академии наук СССР, 1954--1961 (издание продолжается).

    ГИХЛ -- Н. А. Добролюбов. Полное собрание сочинений в шести томах. Под ред. П. И. Лебедева-Полянского, М., ГИХЛ, 1934--1941.

    Гоголь -- Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений, тт. 1--XIV,

    М., изд-во Академии наук СССР, 1937--1952.

    ГПБ -- Государственная публичная библиотека им. M. E. Салтыкова-Щедрина (Ленинград).

    Изд. 1862 г. -- Н. А. Добролюбов. Сочинения (под ред. Н. Г. Чернышевского), тт. I--IV, СПб., 1862.

    ИРЛИ -- Институт русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР.

    Лемке -- Н. А. Добролюбов. Первое полное собрание сочинений под ред. М. К. Лемке, тт. I--IV, СПб., изд-во А. С. Панафидиной, 1911 (на обл. -- 1912).

    Лермонтов -- М. Ю. Лермонтов. Сочинения в шести томах, М. --Л., изд-во Академии наук СССР, 1954--1957.

    Летопись

    ЛИ -- "Литературное наследство".

    Материалы -- Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861--1862 годах (Н. Г. Чернышевским), т. 1, М., 1890 (т. 2 не вышел).

    Салтыков -- H. Щедрин (M. E. Салтыков). Полное собрание сочинений, т. I--XX, М. --Л., ГИХЛ, 1933--1941.

    "Совр." -- "Современник".

    Указатель -- В. Боград. Журнал "Современник" 1847--1866. Указатель содержания. М. --Л., Гослитиздат, 1959.

    ЦГИАЛ -- Центральный гос. исторический архив (Ленинград).

    Чернышевский -- Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений, тт. I--XVI, М., ГИХЛ, 1939-1953.

    В настоящий том вошли статьи и рецензии Добролюбова, написанные им с августа 1857 по май 1858 года включительно. В это время Добролюбов выступает уже как профессиональный литератор и журналист, вырабатывает свойственные ему жанры и приемы критического анализа. С июля 1857 года Добролюбов становится постоянным сотрудником библиографического отдела в "Современнике", а с января 1858 года -- руководителем и редактором отдела критики и библиография, своим участием определяя, наряду с Некрасовым и Чернышевским, идейные позиции журнала. С марта 1857 года Добролюбов сотрудничает также в "Журнале для воспитания".

    Принадлежность остальных рецензий настоящего тома Добролюбову устанавливается на основании дополнительных данных. 7 июля 1858 года в письме к А. П. Златовратскому Добролюбов писал: "Прочти последовательно и внимательно всю критику и библиографию нынешнего года, всю написанную мною (исключая статьи Костомарова в первой книжке), да статью о Щедрине в прошлом годе, в декабре, да библиографию прошлого года с сентября, в "Современнике", -- там тоже почти все писано мною, исключая трех или четырех рецензий, которые нетрудно отличить" (Материалы, стр. 433). Это утверждение корректируется данными гонорарных ведомостей "Современника", которые свидетельствуют, что в отделе библиографии четырех последних номеров журнала за 1857 год помещено шесть рецензий, принадлежащих не Добролюбову, а Пекарскому, Пыпину и Колбасину. Значит, Добролюбову принадлежат в этих номерах остальные шестнадцать рецензий. В тех случаях, когда показания письма к Златовратскому в сопоставлении с данными гонорарных ведомостей не дают бесспорного решения вопроса об авторстве Добролюбова, дополнительные данные приводятся в примечаниях в соответствующем месте.

    Что касается отдела критики и библиографии в первом -- пятом номерах "Современника" за 1858 год, то утверждение Добролюбова, что все статьи и рецензии принадлежат ему (исключая статьи Костомарова в первой книжке), полностью подтверждается гонорарными ведомостями и конторской книгой журнала. Поэтому в примечаниях к статьям и рецензиям первых пяти номеров за 1858 год авторство Добролюбова не мотивируется, за исключением тех случаев, когда оно почему-либо ставилось под сомнение советскими текстологами.

    Принадлежность Добролюбову рецензий, напечатанных в "Журнале для воспитания", устанавливается на основании перечня статей Добролюбова, составленного редактором этого журнала А. Чумиковым.

    Сноски, принадлежащие Добролюбову, обозначаются в текстах тома звездочками; звездочками также отмечены переводы, сделанные редакцией, с указанием -- Ред. Комментируемый в примечаниях текст обозначен цифрами. 

    "БЫЛОЕ"
    Стихотворная повесть. Соч. М. Стаховича

    Впервые -- "Совр.", 1858, No 5, отд. II, стр. 65--67, без подписи.

    Стихотворная повесть Стаховича являлась самым наивным подражанием "Евгению Онегину" Пушкина. Навязчивая подражательность сочеталась в ней с сусально-идиллическим изображением народной жизни вообще и взаимоотношений крестьян с помещиками в особенности. После опубликования охарактеризованных Добролюбовым двух глав продолжения не последовало.

    1. Речь идет о рецензии Добролюбова на шесть стихотворных сборников в No 3 "Современника" за 1858 год (см. наст. том, стр. 346--359).

    прислать ему юмористические листки, выходившие в Москве (Материалы, стр. 469). О юмористических листках 1858 года, в том числе о "Смехе" и "Потехе", Добролюбов писал в статье "Уличные листки" ("Совр.", 1858, No 9).

    3. Напоминает пародию-эпиграмму к портрету Д. И. Хвостова, сочиненную Жуковским, Дашковым, Воейковым и А. Тургеневым. Начиналась словами:

    Се росска Флакка зрак!..

    Эпиграмма напечатана в "Мелочах из запаса моей памяти" М. Дмитриева ("Москвитянин", 1854, No 1--2, отд. I, стр. 192).

    Раздел сайта: