• Приглашаем посетить наш сайт
    Пастернак (pasternak.niv.ru)
  • Беседы с детьми (А. А. Пчельниковой. Часть I)

    Беседы с детьми

    А. А. Пчельниковой. Часть I. СПб., 1858. В 4-ю д. л., 62 и 8 стр.

    "Беседы" г-жи Пчельниковой должны быть причислены к самым лучшим детским книжкам, существующим на русском языке. Они составлены по образцу французского "Revue de l'éducation nouvelle" и должны в следующих выпусках представить "нечто целое, что могло бы назваться детскою энциклопедиею".1 В книжке г-жи Пчельниковой находится предисловие, показывающее, что задача воспитания понимается его весьма здраво и широко. Приведя несколько мыслей из "Revue", послужившего ей образцом, она, между прочим, останавливается на том, что в воспитании надобно применяться к характеру и способностям детей, извлекать пользу из их наклонностей, открывая перед ними действительную жизнь, уничтожить в преподавании всякую отвлеченность, действовать на детей не страхом и поблажкой, а устранением праздности и случаев к дурным шалостям, убеждением и сообщением правильных знаний... Все это в высшей степени справедливо, и издание, предпринятое с такими просвещенными и гуманными воззрениями, должно уже по этому самому резко отличаться от безобразных спекуляций, вроде "Золотого цветка" и "Сорока повестей".

    И действительно, похваливши основную мысль издания, нельзя не отдать справедливости и добросовестному ее исполнению в первом выпуске. Предположив ознакомить детей с важнейшими предметами, необходимыми в жизни, г-жа Пчельникова начинает с хозяйства. Первая статья в книжке посвящена кухне. Здесь просто и естественно, без жеманства и морали, мать рассказывает дочери названия, значение и употребление разной кухонной посуды. К статейке приложен лист, на котором изображено до пятидесяти предметов, употребляемых в хозяйстве, очень чисто и отчетливо, так что не смешаешь котла с ушатом или ковша со сковородою. Затем помещена статейка "Ласточка", очень недурной и полезный рассказ о перелетных птицах, без всяких приторностей и пошлых сентенций. За "Ласточкой" идет "Алеша, или Гривенник", совершенно ничтожный моральный рассказец, к счастию, коротенький. Таков же точно и рассказ "Трус Митя и неосторожный Володя". Оба они, по нашему мнению, портят книжку, совершенно бесполезно занимая в ней восемь страниц. Гораздо полезнее их "Английский урок", представляющий прекрасную попытку в разговорной форме начать с детьми обучение английскому языку по методе Робертсона.2 Наконец -- в книжке находятся ноты на очень простые и миленькие слова, которые дети могут распевать хором, подражая телодвижениями разным работам (столярной, кузнечной, ткацкой и пр.), составляющим предмет песни. Все это очень может занять детское любопытство, и надо желать, чтобы поскорее явился второй выпуск "Бесед", с тем же разнообразием, но только без моральных повестушек.

    Издание книжки г-жи Пчельниковой очень изящно и даже роскошно, и цена ее сравнительно не дорога: первый выпуск стоит 75 коп. сер. 

    ПРИМЕЧАНИЯ

    УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

    Аничков -- Н. А. Добролюбов. Полное собрание сочинений под ред. Е. В. Аничкова, тт. I--IX, СПб., изд-во "Деятель", 1911--1912.

    Белинский -- В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, тт. I--XIII, М., изд-во Академии наук СССР, 1953--1959.

    Герцен -- А. И. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах, тт I--XXVI, М., изд-во Академии наук СССР, 1954--1962 (издание продолжается).

    ГИХЛ -- Н. А. Добролюбов. Полное собрание сочинений в шести томах. Под ред. П. И. Лебедева-Полянского, М., ГИХЛ, 1934--1941.

    Гоголь

    ГПВ -- Государственная публичная библиотека им. M. E. Салтыкова-Щедрина (Ленинград).

    Изд. 1862 г. -- Н. А. Добролюбов. Сочинения (под ред. Н. Г. Чернышевского), тт. I--IV, СПб., 1862.

    ИРЛИ -- Институт русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР.

    -- Н. А. Добролюбов. Первое полное собрание сочинений под ред. М. К. Лемке, тт. I--IV, СПб., изд-во А. С. Панафидиной, 1911 (на обл. -- 1912).

    ЛН -- "Литературное наследство".

    -- Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861--1862 годах (Н. Г. Чернышевским), т. 1, М., 1890.

    -- Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем, тт I--XII, М., 1948--1953.

    Писарев -- Д. И. Писарев. Сочинения в четырех томах, тт. 1--4, М., Гослитиздат, 1955--1956.

    "Совр." "Современник".

    Указатель -- В. Боград. Журнал "Современник" 1847--1866. Указатель содержания. М. --Л., Гослитиздат, 1959.

    ЦГИАЛ -- Центральный гос. исторический архив (Ленинград).

    -- Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений, тт. I--XVI, М., ГИХЛ, 1939--1953.

    В настоящий том вошли статьи и рецензии Добролюбова, написанные мм в декабре 1858 -- июне 1859 года и напечатанные в "Современнике" (NoNo 1--6) и в "Журнале для воспитания" (NoNo 1--7).

    Деятельность Добролюбова в эти месяцы протекала в сложной общественно-политической и литературной обстановке. В стране сложилась революционная ситуация. Кризис политики "верхов", бедствия и растущая активность "низов" создали объективные предпосылки для революционного выхода из кризиса, переживаемого самодержавно-крепостнической системой. В этих условиях борьба за революционный путь развития страны, в противоположность реформистскому пути, становится линией "Современника". Она нашла яркое выражение в статьях Чернышевского, определила содержание и характер публицистических и литературно-критических выступлений Добролюбова.

    Центральное место в статьях Добролюбова первой половины 1859 года занимает острая критика самодержавно-крепостнического строя России и разоблачение либерализма во всех его проявлениях ("Литературные мелочи прошлого года", "Что такое обломовщина?", рецензия на сборник "Весна"). Вместе с тем статья "Роберт Овэн и его попытки общественных реформ" развивает идею построения социалистического общества силами самих трудящихся.

    "Современника" Добролюбов защищает и развивает принципы материалистической философии ("Основания опытной психологии"), разоблачает реакционную идеологию церковников (рецензии на книги: "Впечатления Украины и Севастополя", "Голос древней русской церкви" и "Современные идеи православны ли?", "Мысли Светского человека"), крепостническую мораль и нравственность ("Новый кодекс русской практической мудрости", "Основные законы воспитания. Миллера-Красовского").

    Ряд рецензий Добролюбова направлен против субъективизма и реакционного осмысления исторического прошлого, против славянофильских и религиозно-монархических концепций развития русской литературы ("История русской словесности" Шевырева и др.), против теории и практики так называемого "чистого искусства" (рецензии на сборники "Утро", "Весна").

    Наконец, значительное место в работах Добролюбова за это полугодие занимают рецензии на педагогическую и детскую литературу в "Современнике" и "Журнале для воспитания".

    Подготовка текстов статей и рецензий Добролюбова, напечатанных в NoNo 1--3 "Современника" (включая вторую часть статьи "Литературные мелочи прошлого года" из No 4), и примечания к ним -- В. Э. Бограда, в NoNo 4--6 "Современника" и в "Журнале для воспитания" -- Н. И. Тотубалина.

    Принадлежность Добролюбову рецензий, напечатанных и "Журнале для воспитания", устанавливается на основании перечня статей Добролюбова, составленного О. П. Паульсоном (Аничков, I, стр. 21--22).

    Ред. Комментируемый в примечаниях текст обозначен цифрами. 

    БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ
    А. А. Пчельниковой. Часть I

    Впервые -- "Журнал для воспитания", 1859, т. V, кн. 5, отд. II, стр. 284--285, за подписью "Д--в".

    "Бесед с детьми", задуманное ею по образцу французского "Revue de l'éducation nouvelle. Journal des Mères et des Enfants" ("Обозрение нового воспитания. Журнал для матерей и детей", 6 книг, 1849--1855), было осуществлено в течение 1858--1860 годов в семи частях. На вторую, третью и четвертую части Добролюбов также откликнулся в "Журнале для воспитания", 1859, кн. 7 (см. ниже в наст. томе), а после выхода в свет пятой части поместил в "Современнике" более развернутую рецензию на издание (см. т. 6 наст. изд.).

    "Беседам с детьми".

    2. Робертсон -- псевдоним французского педагога-лингвиста Пьера Лафорга (1803--1871), применившего в преподавании английского языка французам звуковой метод обучения чтению и написавшего ряд учебно-методических пособий.

    Раздел сайта: